GoroD

Объявление

28.01.2018 расширенный слет коллекционеров. Смилшу 90, здание РТУ.

Информация о пользователе

Привет, Гость! Войдите или зарегистрируйтесь.


Вы здесь » GoroD » Авторские галереи. » РЕМБРАНТ


РЕМБРАНТ

Сообщений 1 страница 7 из 7

1

http://keep4u.ru/imgs/b/0607/6f71788d6b3256bbaf.jpg
РЕМБРАНТ Хармес ван Рейн - (1606-1669), величайший голландский художник. Родился в Лейдене, в семье зажиточного владельца мельницей.Учился в латинской школе, окончил Лейденский университет.1625-1632 - Лейденский период творчества Рембранта. Это время становления художника, наибольшего увлечения Караваджо. Это период первого обращения к офорту. В 1632 г. Рембрант уезжает в Амстердам, центр художественной культуры Голландии.В 1634 г. художник женится на Саскии ван Эйленборх - и попадает в патрицианские круги. Начинается самый счастливый период его жизни. Он становится знаменитым и модным художником.Работы этого периода пронизаны откровенной радостью жизни, ликованием.Светотеневая моделировка становится одним из главных выразительных средств в рембрантовской живописи. "Феерический", "сказочный мир...". Язык барокко наиболее близок выражению этого приподнятого настроения.40-50-е годы - пора творческой зрелости Рембранта. Изменилась не только внешняя жизнь Рембранта, изменился он сам. В 1642 году умирает Саския, происходит разрыв с патрицианскими кругами. "Ночной дозор" (1642, Амстердам) - вызвала протесты заказчиков, не принявших основную идею мастера - Рембрант отошел от привычной композиции группового портрета - изображения пирушки, во время которой происходит "представление" каждого из портретируемых. Он расширил рамки жанра, представив скорее историческую картину. Групповой портрет под кистью Рембранта перерос в героический образ эпохи и общества. Середина XVII века - это время сложения его творческой системы, из которой многое уйдет в прошлое, и будут обретены иные, неоценимые качества. Он часто обращается к прежним произведениям ("Даная" 1636 г.). В этой картине он как бы вступает в полемику с мастерами Возрождения: обнаженную фигуру Данаи, далекую от классических идеалов, он выполнил со смелой реалистической непосредственностью, а чувственно-телесной, идеальной красоте образов итальянских мастеров противопоставил красоту духовности и теплоты интимного человеческого чувства. Изменилась и манера письма: смелое, свободное. Огромную роль играет свет: световой поток как бы окутывает фигуру Данаи, она вся светится любовью и счастьем, этот свет воспринимается как выражение человеческого чувства. В древнегреческой мифологии Даная - дочь аргосского царя Акрисия (Аргос - город в Древней Греции на полуострове Пелоппонес), который получив предсказание, что погибнет от руки внука, запер ее в медной башне. Но бог Зевс, влюбленный в Данаю, превратился в золотой дождь и проник в ее покои. Первоначально Рембрант написал золотой дождь в виде сверкающих капель. Однако позднее художник заменил их потоком света, который льется из глубины. Много раз Рембрант переделывал эту работу. В 1772 г. прославленный шедевр был приобретен в Париже для Екатерины II. В 1985 году картина пострадала от рук маньяка, который разрезал полотно и облил его кислотой. Реставраторы сделали все возможное, чтобы возвратить ее ценителям искусства. В период творческой зрелости, наполненной для Рембранта тяжкими жизненными испытаниями, он все чаще обращается к жанру портрета, изображая наиболее близких людей (вторую жену Хендрикье Стоффельс, 1656 г., сына Титуса, 1657). Возможно, лучший из портретов Рембранта - "Портрет Яна Сикса" (1654). Прочно стоящая фигура Сикса, одного из друзей Рембранта, ученого, поэта освещена холодноватым рассеянным светом. Одухотворенное лицо спокойно и открыто. Его костюм удобен и элегантен. Особую живость образу придает жест руки, надевающей перчатку. Художники, глубоко чувствовавшие духовное в человеке, не раз создавали образы прекрасной старости - мудрой и возвышенной, он же изображал часто суровые, усталые лица бедняков, "согбенных" стариков и старух, слепых и увечных, но людей достойных, как мудрецов и царей. В этих портретах бездонность терпеливых, кротких, мудрых душ, проживших много жизней. У Рембранта в его портретах духовное и чувственное начала воссоединяются в просветленной человечности. Рембрант сосредоточивает внимание на лице и руках, выхваченных из темноты мягким рассеянным светом, едва уловимая мимика лица отражает сложное движение мыслей и чувств. Его цвет "светозарен" потому что свет и цвет едины, его краски излучают свет. Это сложное взаимодействие света и цвета не самоцель, им создается определенная эмоциональная среда и психологическая характеристика образа. В 1656 году Рембрант был объявлен несостоятельным должником, все его имущество было продано с аукциона. Он переселился в еврейский квартал Амстердама. В эти годы его поддержали верная Хендрикье и Титус, который начал торговать произведениями искусства. Мир мыслей и переживаний Рембранта в эту тяжелую пору раскрывается в портретах. Рембрант умел создавать "портрет-биографию". Наибольшей тонкости характеристик он достиг в автопортретах. Автопортретов дошло до нас около ста. Рисунков Рембрант оставил более двух тысяч. Автопортрет, который находится в Кельне, 1669 года самый поразительный. Здесь Рембрант выглядит старше своих шестидесяти лет, голова замотана, лицо морщинистое, на старческом лице - гримаса смеха. Рембрант смеется. Золотой свет озаряет торжественную и язвительную улыбку над старостью, бедностью, утратами и близостью смерти. Эпилогом творчества Рембранта можно считать картину "Возвращение блудного сына" (1668-1669 гг.). Эта картина - его главный шедевр, где с большой полнотой проявилась "эпическая высота" и живописное мастерство художника. Сюжет библейской притчи о беспутном сыне, после многих скитаний возвратившемся в отчий дом, привлекал Рембранта давно. Им было сделано много офортов и рисунков. В этой группе - в фигуре упавшего на колени сына и возложившего руки на его голову старца - предельная напряженность чувств, душевное потрясение, счастье возвращения и обретения, бездонная родительская любовь, но и горечь разочарований, потерь, унижений, стыда и раскаяния.Эта "всечеловечность" делает сцену понятной разным людям всех времен и сообщает ей бессмертие.Скульптурно-выразительные позы, скупые жесты, эмоциональный строй колорита, ярко вспыхивающего в центре картины и гаснущего в затененном пространстве фона, здесь особенно поражает. От оранжево-красных тонов фона - это все единый, живописный поток, воспринимающийся как выражение единого чувства. В последнее десятилетие жизни кисть Рембранта творила чудеса. Но самое сильное, самое неповторимое "рембрантовское" из средств его живописи - светотень. "Эта теневая среда, воздушная, пронизанная какими-то блуждающими огнями, отблесками, производит впечатление не только пространственной глубины, но как будто бы и глубины времени". В старости Рембранта преследовали утраты: ушла в 1663 году умерла Хендрикье Стоффельс, в 1668 г. умер двадцатисемилетний Титус. Умер Рембрант в 1669 году  практически забытый всеми и в сильной нужде. Место его захоронения точно неизвестно  - известно только, что он похоронен на амстердамском кладбище в Вестеркерке.

Abraham en Isaak

http://keep4u.ru/imgs/s/0607/75a8a6c2f8b59ff75c.jpg

Allegorisch musicerend gezelschap – 1626

http://keep4u.ru/imgs/s/0607/f6dbe8fca4c62efa51.jpg

Christus in de storm op het meer van Galilea 1633

http://keep4u.ru/imgs/s/0607/b7de0a689a39d6ceda.jpg

Danae

http://keep4u.ru/imgs/s/0607/049cea1ebd5bbf0195.jpg

David and Jonathan

http://keep4u.ru/imgs/s/0607/44a71b96e916336908.jpg

De ontvoering van Europa – 1632

http://keep4u.ru/imgs/s/0607/dd6ebb191c3cbbcbe5.jpg

De verloochening van Petrus – 1660

http://keep4u.ru/imgs/s/0607/4039a41ed9f33e5df8.jpg

Dode pauwen

http://keep4u.ru/imgs/s/0607/beafc87f77d05dd598.jpg

Het feestmaal van Belsazar - ca. 1635

http://keep4u.ru/imgs/s/0607/83f9b6ac946cfa773d.jpg

Het joodse bruidje Еврейская невеста 1966

http://keep4u.ru/imgs/s/0607/9d466d2751225ef255.jpg

Holy Family

http://keep4u.ru/imgs/s/0607/3f7ea4c03fb77716de.jpg

Jan Six

http://keep4u.ru/imgs/s/0607/0df6524423f1e89858.jpg

Jozef wordt beschuldigd door Potifars vrouw

http://keep4u.ru/imgs/s/0607/bfd050c1ee49bd5356.jpg

Landschap met stenen brug

http://keep4u.ru/imgs/s/0607/a26d17118ed4e33e24.jpg

Portrait of an Old Man

http://keep4u.ru/imgs/s/0607/0f4c561364fc09488e.jpg

Profetes Anna

http://keep4u.ru/imgs/s/0607/4ac6ae74b39f164859.jpg

Saskia als Flora - ca. 1634-35

http://keep4u.ru/imgs/s/0607/faa0bbe4dd2adea5d3.jpg

The Anatomy Lecture of Dr. Nicolaes Tulp

http://keep4u.ru/imgs/s/0607/a37784139375be275a.jpg

The Archangel Leaving the Family of Tobias

http://keep4u.ru/imgs/s/0607/b638a25fcfaf9fed33.jpg

The Blinding of Samson

http://keep4u.ru/imgs/s/0607/c738e892d492626e47.jpg

The Mennonite Minister Cornelis Claesz. Anslo in Conversation with his Wife, Aaltje

http://keep4u.ru/imgs/s/0607/485d1db089d676135b.jpg

The Mill

http://keep4u.ru/imgs/s/0607/2b07be60f4043975d3.jpg

The Syndics of the Clothmaker's Guild (The Staalmeesters)

http://keep4u.ru/imgs/s/0607/ba59df7b0e612f84d2.jpg

Tobias en Anna – 1626

http://keep4u.ru/imgs/s/0607/5d186c62ccb2d71d1a.jpg

Vlucht naar Egypte – 1625

http://keep4u.ru/imgs/s/0607/8b45e0af5c2c4854ff.jpg

Vrouw met oorbellen – 1657

http://keep4u.ru/imgs/s/0607/02ee0adcdc94fae8f9.jpg

Zelfportret Rembrandt 1639 (ets)

http://keep4u.ru/imgs/s/0607/b5d17c53604f068af8.jpg

Возвращение Блудного Сына 1669

http://keep4u.ru/imgs/s/0607/0006bbc7b53fb3b3d2.jpg

Ночной дозор 1642

http://keep4u.ru/imgs/s/0607/8e23055eb8a8e89d3a.jpg

Святое семейство с ангелами 1645

http://keep4u.ru/imgs/s/0607/87f7572e4122e6925c.jpg

+1

2

Пейзаж
http://www.artmuseum-klgd.ru/repo/ped/images/facs_rembrant_view.gif
Пейзаж с мельницей
http://www.artmuseum-klgd.ru/repo/ped/images/facs_rembrant_mill.gif

0

3

Давид и Урия [1665]

http://www.world-art.ru/painting/img/5000/502/1.jpg

Фауст[1652]

http://www.world-art.ru/painting/img/5000/490/1.jpg

0

4

Снятие со креста [1634]

http://www.world-art.ru/painting/img/5000/500/1.jpg

Три дерева [1643]

http://www.world-art.ru/painting/img/5000/491/1.jpg

0

5

Иаков, благословляющий детей Иосифа [1656]
http://www.world-art.ru/painting/img/5000/499/1.jpg

Автопортрет с Саскией [1635]
http://www.world-art.ru/painting/img/5000/505/1.jpg

0

6

Рембрандт«Автопортрете с Саскией»

Среди картин Дрезденской галереи, столь богатой всемирно известными произведениями различных живописных школ, находится одна из самых любимых публикой. Это портрет, в котором Рембрандт изобразил самого себя со своей молодой женой, сидящей у него на коленях.

В 1632 году, после смерти горячо любимого им отца, Рембрандт навсегда перебирается в Амстердам. Он поселяется в одной из комнат торговца картинами Гендрика ван Эйленбурга. У Рембранда много заказов, он подписывает теперь свои картины только полным именем, и он был необычайно трудолюбив.

Быстрота работы Рембранда была почти баснословной. Однажды, во время одной из загородных прогулок, садясь обедать с другом своим - бургомистром Сиксом, он заметил, что на столе не было горчицы. Бургомистр послал за нею в город человека, но, зная медлительность посланного, Рембрандт побился об заклад, что скорее награвирует доску, чем возвратится слуга. Пари было принято, Рембрандт его выиграл, награвировав до возвращения слуги пейзаж, который был виден из окна комнаты. Этот эстамп теперь известен под названием "Трех дерев".

В том же 1632 году Рембрандт познакомился с Саскией ван Эйленбург, родственницей своего домохозяина. Эта фризская девушка тоже прибыла в Амстердам после смерти отца, была так же одинока в городе, как и молодой Рембрандт. Через два года они поженились и некоторое время жили у Гендрика, но через несколько лет Рембрандт купил ставший теперь знаменитым дом на Бреестраат.

Это был самый радостный период в жизни художника, годы Постоянного художественного маскарада. Всем известно, как одевал он свои фигуры и изображения: его тюрбаны, алебарды, рубины достойны, по меньшей мере, удивления, как будто он ищет не красоту, а наоборот, - безобразие. Однако все это купается в свойственной только ему светотени.

Первые годы жизни Рембранда в Амстердаме - это еще и время, когда к нему пришли слава "исторического живописца" и блестящий успех портретиста. Портреты он писал так, что в этом отношении имел мало соперников. Поразительное сходство, уловление мысли и характера человека, живость изображения таковы, будто написанный художником человек выходит из полотна и предстает перед зрителем волшебным миражем.

Существует более ста автопортретов Рембрандта: с течением времени беднее становилась его одежда, сумрачнее колорит и царственнее осанка, как и выражение лица. В самом последнем из них образ кажется чуть размытым, как будто он погружен в "реку забвения". В нем нелегко узнать того, кто 30 лет назад сидел с лихо поднятым бокалом вина и с Саскией на коленях.

Рембрандт много писал Саскию, в том числе и обнаженной, несмотря на то, что в протестантско-кальвинистских кругах Голландии о таком нельзя было даже помыслить. Изображения Саскии во многих отношениях близки к исполненным тогда же автопортретам. Причудливая роскошь их костюмов иногда превосходила даже "восточные" одежды натурщиков. Подчас Рембрандт и Саския разыгрывали на картинах роль, на которую более или менее определенно указывают атрибуты (например, "Автопортрет в шлеме", "Саския в виде Флоры" и др.). Изображения Рембрандта и Саскии глубоко индивидуальны, портретны по своей сути, хотя не всегда они отличаются полным внешним сходством. Подчас исследователи творчества Рембрандта пытаются увидеть черты той или иной знакомой им модели в картинах, для которых позировала не Саския.

Знаменитый "Автопортрет с Саскией" Рембрандт написал в 1636 году, когда мастеру сопутствовал успех. В нем нашло свое отражение и его гордое сознание своей независимости, и радостное ощущение полноты жизни. Супруги пируют, наслаждаясь жизнью. Они одеты в праздничные костюмы, их счастливые лица обращены к зрителю. Есть что-то дерзкое в улыбке Рембрандта, в темпераментном жесте его руки, держащей бокал.

Большой, сверкающий красками холст с его удивительным богатством фактуры и колорита полон радости бытия. Одной рукой обнимая Саскию, Рембрандт другой поднимает бокал, со смехом оборачивается к зрителю, словно приглашая его принять участие в пиршестве. Некоторые искусствоведы предполагают, что, возможно, показывая себя и свою жену, художник хотел бросить вызов ее богатым родственникам, с которыми был не в ладах.

Сильнее всего ликование выражено в насыщенном колорите картины, в игре тонко подобранных красочных сочетаний, в движении светотени. Как это часто бывает у Рембрандта, источник света не может быть точно определен, но все пространство картины насыщено переливами золотистого сияния. Глубокие тени прозрачны, а полутени светозарны.

Правда, одни исследователи отмечают, что рисунок Рембрандта в этой картине не совсем верен, что головы написаны плоско, что смех на лице художника неискренен и искажает его черты, что портрет написан довольно вяло и вообще композиция грешит излишней вольностью. В этой вольности они увидели аллюзию (намек) на пир блудного сына.

Большое исследование по этому поводу провел искусствовед А. Каменский. Он отмечает, что в этом "Автопортрете" свое психологическое состояние Рембрандт характеризует подчеркнуто резко и откровенно. Он хохочет, но смех его как-то вымучен и нарочит. Пусть это и показное, и отчасти театрализованное выражение лица художника является второстепенной деталью, но как порой много значат именно такие детали.

В "Автопортрете с Саскией" А. Каменский усмотрел и другую второстепенную деталь, которая, как он считает, не может быть случайной. На стене изображаемого интерьера (несколько неясно и невразумительно), в левом углу от зрителя, висит незаметная, на первый взгляд, доска. И тогда исследователь задался вопросом, откуда взялась эта доска и что она, собственно, означает?

Дом Рембрандта в эти материально благополучные годы был до отказа (в самом прямом смысле) заполнен картинами, рисунками, скульптурными изделиями, всякого рода милыми безделушками... Какая-то невзрачная доска вряд ли могла служить в таком доме украшением, да притом единственным!

Изображения подобных досок встречаются на картинах и других голландских художников. Такие доски висели в трактирах XVII века, и на них кабатчики вели счет выпитому и съеденному гостями.

А зачем такая доска висит в доме преуспевающего художника? Тогда, может быть, перед зрителем другой, не рембрандтовский дом? Раз уж на картине красуется непременный атрибут таверны, то, может быть, это она и есть? И пирушка происходит не в домашней обстановке, а где-нибудь в злачном месте? В таком случае о сцене из семейной жизни говорить не приходится. Значит, тогда перед зрителем не автопортрет с женой, а совсем другая по сюжету сцена. Да и сборники голландской народной лирики сохранили немало вакхических песен тех лет, прославляющих Бахуса, вино и женшин.

Французский искусствовед К. Восмер заметил, что "это не улыбка, а, скорее, тягостная гримаса".

Сам исследователь отмечает, что подобная версия кажется несколько неожиданной, но когда внимательнее вглядываешься в лица, о ней начинаешь думать с все большей настойчивостью. Зритель видит довольно явную, резкую разницу в выражении лиц и настроении персонажей. Он весел и взбудоражен, хотя чувствует себя несколько скованно. Она - сдержанна и равнодушна, на губах ее блуждает скорее ироничная, чем смущенная улыбка. Как это непохоже на другие, близкие по времени, изображения Саскии - полные милой, тихой прелести и спокойного внутреннего света.

На это несоответствие обратили внимание и некоторые западные искусствоведы (К. Нейман, В. Вейсбах и др.), которые предлагали дать этому полотну другую сюжетную трактовку. Например, Г. Глюк предложил именовать эту картину "Солдат и его девка". Однако эта гипотеза явно неудачна. Во-первых, Рембрандт в эти годы совсем не писал жанровых композиций, а мотивы повседневных наблюдений замыкает в библейские и мифологические сюжеты. Во-вторых, что же это за солдат в шелке и бархате, с золоченым эфесом шпаги? Как уже указывалось выше, некоторые исследователи предполагают, что в картине запечатлено одно из похождений "блудного сына". Известно, что в этой композиции первоначально была фигура музыкантши. Тогда все загадки при такой трактовке сюжета разъясняются. Различие в поведении персонажей объясняется, если считать молодого человека пирующим гулякой, а сидящую у него на коленях женщину - трактирной девкой. В таком случае нет оснований удивляться роскошной одежде молодого человека, ведь "блудный сын" ушел из богатого дома. Следует вспомнить, что тема "блудного сына" появляется в творчестве Рембрандта именно в середине 1630-х годов.

Как бы ни спорили искусствоведы и исследователи, но основная суть картины - в автопортретности, именно в ней личное начало выступает с такой силой откровенности и с такой энергией самоутверждения. Налет эпатажа, бурлескности, явно присутствующий в картине, - это последняя вспышка молодого бунтарства, которое характерно для всех произведений Рембрандта 1630-х годов. Но в "Автопортрете с Саскией" (или в "Похождениях блудного сына") основная идея - гимн человеческому счастью. Бурный темперамент, великолепная жизненная энергия, страстное упоение всеми благами бытия - вот те чувства, которыми напоена картина.

Великолепием костюмов и роскошью обстановки Рембрандт словно провозглашает, что все богатства и вся красота - достояние обычных людей, таких как он сам - сын лейденского мельника - и его милая жена. А потому любой трактир для них может стать дворцом, где на дивном пиршестве жизни все счастливы и веселы.

"Сто великих картин" Н.A.Иoнина, издательство "Вече", 2002г

0

7

Рембрандт«Возвращение блудного сына»

Во время работы над картиной "Ночной дозор" умерла его любимая жена Саския. Родственники покойной стали преследовать художника тяжбами из-за наследства, стремясь вырвать часть приданого, завещанного Рембрандту Саскией.

Но не только родственники преследовали Рембрандта. Он всегда был осаждаем кредиторами, которые накидывались на великого художника, как жадная свора. Да и вообще Рембрандт никогда не был окружен почестями, никогда не был в центре общего внимания, не сидел в первых рядах, ни один поэт при жизни Рембрандта не воспел его. На официальных торжествах, в дни больших празднеств о нем забывали. И он не любил и избегал тех, которые им пренебрегали. Обычную и любимую им компанию составляли лавочники, мещане, крестьяне, ремесленники - самый простой люд. Он любил посещать портовые кабачки, где веселились матросы, старьевщики, бродячие актеры, мелкие воришки и их подружки. Он с удовольствием часами просиживал там, наблюдая суету и порой зарисовывая интересные лица, которые потом переносил на свои полотна.

Сейчас в амстердамском доме, в котором более 20 лет прожил великий Рембрандт, расположился Музей. А когда-то этот дом был продан за долги. Сам Рембрандт сидел тогда на заседании суда с таким равнодушным видом, как будто это дело его вовсе не касалось. Он не слышал речей судьи и выкриков кредиторов. Мысли его витали так далеко от собрания, что на тот или иной вопрос судьи он или ничего не мог ответить, или же его ответы не имели никакой связи с судебным делом.

Настала очередь выступить ван дер Питу - адвокату художника. Медленно и выразительно обрисовал он положение дела. Толково, осмотрительно и усердно защищая поведение Рембрандта, он взывал к человеческим чувствам кредиторов и к чувству справедливости судьи. Он бросал убедительные, едкие и страстные слова: "Пусть сгорят от стыда те, кто во имя ничтожных денежных сумм, которые не грозят им ни малейшим убытком или несчастьем, хотят сделать Рембрандта нищим/ Я, ван дер Пит, говорю здесь не только как адвокат должника, я говорю от имени всего человечества, которое хочет отвести незаслуженные удары судьбы от одного из великих сыновей его... равных Шекспиру/ Подумайте все, находящиеся здесь: нас покроют могильные холмы, мы исчезнем из памяти потомков, а имя Рембрандта еще столетия будет греметь над миром, и его сияющие произведения будут гордостью всей земли!"...

Да, картины Рембрандта, бесспорно, являются вершиной голландской живописи, а в творчестве самого художника одной из таких вершин стала картина "Возвращение блудного сына". Он писал ее в последний год жизни, когда уже был старым, нищим, смертельно больным и немощным, жил в голоде и холоде. И все лее наперекор року он писал, писал и писал в стране и городе, которые навеки прославил.

Темой для написания картины послужила известная евангельская притча, рассказывающая, как после долгих скитаний в неуютном мире блудный сын вернулся с несбывшимися надеждами к покинутому им отцу. Этот рассказ привлекал многих художников еще задолго до Рембрандта. Мастера Возрождения видели в примирении отца с непослушным сыном красивое и занимательное зрелище. Так, в картине венецианского художника Бонифацио действие происходит перед богатой усадьбой, на глазах у многолюдной разряженной толпы. Нидерландских художников привлекали больше испытания, которым непокорный сын подвергался на чужбине (например, сцена, когда опустившийся беспутник на скотном дворе среди свиней готов был благочестивой молитвой искупить свои прегрешения).

Рембрандту тема "блудного сына" сопутствовала в течение многих лет жизни. К этому сюжету он обращался еще в 1636 году, когда работал над офортом под тем же названием. В своих картинах на библейские и евангельские сюжеты художник редко изображал сцены страстей или чудес, его больше привлекали рассказы о каждодневной жизни людей, особенно сцены из патриархальной семейной жизни. Впервые история блудного сына была представлена Рембрандтом в гравюре, на которой он перенес библейский сюжет в голландскую обстановку и изобразил сына как костлявое, полуголое существо. К этому времени относится и рисунок, на котором отец энергично сжимает рукой лохматую голову кающегося сына: даже в минуту примирения он желает показать свою отцовскую власть.

Рембрандт много раз возвращался к этой теме, и на протяжении многих лет он представлял ее каждый раз по-разному. В ранних вариантах сын бурно выражает свое раскаяние и покорность. В серии более поздних рисунков душевные порывы отца и сына не так обнажены, элемент назидания исчезает. Впоследствии Рембрандта стала занимать как бы почти нечаянная встреча старика-отца и сына, в которой силы человеческой любви и всепрощения еще только готовы раскрыться. Иногда это был одинокий старик, сидящий в просторной комнате, перед ним опустился на колени его непутевый сын. Порой это старик, выходящий на улицу, где его ждет нежданная встреча; или же к нему подходит сын и крепко сжимает его в объятиях.

Через 30 лет художник создает композицию менее детальную, повествовательную, в которой акцент перенесен на старика-отца. Сюжет картины "Возвращение блудного сына" не имеет прямого отношения к предыдущим наброскам, но именно в нее вложил Рембрандт весь свой творческий опыт и едва ли не самое главное из жизненного опыта.

Рембрандт вдумчиво вчитывался в библейский рассказ, но он не был простым иллюстратором, который стремится в точности воспроизвести текст. Он так вживался в притчу, словно сам был свидетелем происшедшего, и это давало ему право досказать недосказанное.

На небольшой площадке перед домом собрались несколько человек. Оборванный, нищий, в подпоясанных веревкой лохмотьях, с бритой головой каторжника стоит блудный сын на коленях и прячет лицо на груди старика. Охваченный стыдом и раскаянием, он, может быть, впервые за много лет ощутил тепло человеческих объятий. А отец, склонившись к "бродяге", с бережной нежностью прижимает его к себе. Его старческие, нетвердые руки ласково лежат на спине сына. Эта минута по своему психологическому состоянию равна вечности, перед ними обоими проходят годы, проведенные ими друг без друга и принесшие столько душевных мук. Кажется, что страдания уже настолько сломили их, что радость встречи не принесла облегчения.

Встреча отца и сына происходит как бы на стыке двух пространств: вдали угадывается крыльцо и за ним уютный отцовский дом. Перед картиной подразумевается и незримо присутствует безграничное пространство исхоженных сыном дорог, чуждый и оказавшийся враждебным к нему мир.

Фигуры отца и сына составляют замкнутую группу, под влиянием охватившего их чувства они как бы слились воедино. Возвышаясь над коленопреклоненным сыном, отец мягкими движениями рук прикасается к нему. Его лицо, руки, поза - все говорит о покое и счастье, обретенные после долгих лет мучительного ожидания. Лоб отца как бы излучает свет, и это самое светлое место в картине.

Ничто не нарушает сосредоточенного молчания. С напряженным вниманием наблюдают за встречей отца и сына присутствующие. Среди них выделяется стоящий справа мужчина в красном плаще, фигура которого как бы связывает главных действующих лиц с окружающими их людьми.

Внимательно следит за происходящим и человек, стоящий сзади. Взор его широко открытых глаз говорит о том, что и он проникся всей важностью и серьезностью момента. С искренним сочувствием смотрит на отца и сына стоящая поодаль женщина. Трудно сказать, кто эти люди. Может быть, Рембрандт и не стремился к индивидуальной характеристике присутствующих, так как они служат лишь дополнением к главной группе.

Рембрандт долго и настойчиво искал фигуру блудного сына, уже в прототипах многочисленных рисунков и эскизов угадывается блудный сын. На картине он - едва ли не единственный в классической живописи герой, полностью отвернувшийся от зрителей. Юноша много странствовал, много испытал и пережил: его голова покрыта струпьями, башмаки стоптаны. Один из них свалился с ноги, и зритель видит заскорузлую его пятку. Он едва добрался до порога отцовского дома и в изнеможении опустился на колени. Спавший с ноги грубый башмак красноречиво говорит о том, какой длинный был пройден путь, каким унижениям он подвергался. Зритель не имеет возможности рассмотреть его лицо, но вслед за блудным сыном он тоже как бы входит в картину и падает на колени.

Из глубины сумрачного холста льется таинственный свет. Он мягко обволакивает фигуру слепого отца, шагнувшего из тьмы навстречу сыну. Окружающие как бы застыли в ожидании слов о прощении, но слов нет... Старик-отец, действительно, производит впечатление слепого, хотя в притче ничего не сказано о его слепоте. Но она, видимо, казалась Рембрандту чем-то более способным выпукло изобразить волнение растроганного сердца.

Чувство безграничной радости и любви захватило отца целиком, в сущности, он даже не обнимает своего сына, так как у него уже нет для этого сил и руки его не способны прижать к себе сына. Он просто ощупывает его, тем самым прощая и защищая.

Искусствовед М. Алпатов считает главным героем картины отца, а блудный сын - лишь повод для того, чтобы отец мог проявить свое великодушие. Он даже считает, что картина могла бы называться "Отец, прощающий блудного сына".

Тот, кто ценит главным образом внешнюю красоту, пожалуй, найдет в этой картине Рембрандта много некрасивого и угловатого. Но таинственное действие света, усиливающееся далеко простираемой тьмою, приковывает к себе любого зрителя, а гармония замечательных оттенков красок действует на его душу подобно мелодиям старинных церковных песнопений.

"Сто великих картин" Н.A.Иoнина, издательство "Вече", 2002г

+1


Вы здесь » GoroD » Авторские галереи. » РЕМБРАНТ