В.Филиппов
Краевед

Старейшее русское учебное заведение Даугавпилса

«Школа как один из рассадников знания и полезных навыков, является необходимой ступенью в развитии как отдельного человека, так и целого общества» - так написано в энциклопедическом словаре Ф.А. Брокгауза и И.А. Ефрона. К этому можно добавить высказывание Аристотеля о том, что «общее благо, как цель совместной жизни людей, достигается только при условии, если отдельные члены общества достаточно подготовлены для понимания этого блага». В современном обществе школьное образование является неотъемлемой частью нашей жизни. Мало кто задумывается над тем, какой путь пришлось пройти и сколько трудностей преодолеть школам, что бы стать такими, какими мы привыкли их видеть.
История просвещения в Даугавпилсе уходит своими корнями в прошлое почти на четыре века. В первой половине XVII века (ориентировочно 1630 год), в Динабурге строится иезуитский коллегиум – самое первое учебное заведение в городе. Оно остаётся единственным вплоть до 1775 года, когда предпринимается попытка построить бесплатные школы. Но ввиду недостаточного экономического и культурного развития Динабурга она не увенчалась успехом. С началом XIX века появляются приходские школы, в 1931 году открывается первое приходское училище. А во второй половине XIX века действуют уже несколько светских учебных заведений.
С началом строительства железной дороги город стал развиваться большими темпами. Стали появляться национальные учебные заведения: еврейские, русские, польские, латышские и немецкие. В то время Динабург входил в состав Российской Империи и соответственно большую поддержку получали русские учебные заведения. Одним из первых таких учебных заведений было «Уездное на степени гимназии дворянское училище». Начав работу в 1831 году, оно располагалось в здании, принадлежавшем К. Левандовской, у пересечения улиц Театральной (ныне Театра) и Зелёной (ныне Имантас).
Открытие дворянского училища состоялось в символический день – 1 сентября и в присутствии важных персон города и уезда, а так же множества офицеров Динабурского гарнизона. Протоиерей Динабургского собора отец Иоанн Белинский совершил торжественный молебен, на котором присутствовал комендант Динабургской крепости М. Дельвиг.
Первым смотрителем училища был назначен коллежский асессор Ф. Петровский, а учителем греко-российского вероисповедания отец Иоанн Белинский. В штат так же входили учитель математики – андидат математических наук В. Михайлов, учитель латинского языка – кандидат словесных наук В. Яблонский, учитель французского и немецкого языков - О. Гольштейн. На момент открытия были сформированы первый и второй классы, по 20 учеников в каждом.
Что бы, стать учеником дворянского училища, выражаясь современным языком, необходимо было сдать экзамен. У будущих учеников проверялось умение читать и писать, складывать, вычитать и умножать, а так же знать основные молитвы. Для подготовки к поступлению в училище при нём действовала приходская школа, в которой ученики могли получить минимально необходимые знания. Вплоть до 1839 года обучение было бесплатное.
Спустя год, после открытия училища, Ф. Петровского на посту смотрителя училища сменил И. Носович, но через год должность была возвращена прежнему смотрителю. Здание, в котором находилось училище, было выкуплено. В программу был включен польский язык, но как не имеющий статуса обязательного, его преподавали только по желанию учеников, до 1836 года. Каждый учебный год добавлялись новые классы, росло число учеников, в результате к началу 1835/36 учебного года был открыт шестой класс, что дало возможность училищу стать гимназией. Вместе с этим сменилась и должность руководителя, вместо смотрителя в гимназию назначался директор. Первым директором стал П. Островский, занимавший эту должность до 1835 года. Хочется отметить, что П. Островский получил педагогическое образование в Петербургском Главном педагогическом университете, затем работал на разных должностях в Виленской губернии и за это время издал несколько учебников. Должность учителя гимназии предполагала не только обучение учеников, но и ведение научной работы, включающую в себя публикации.
В 1837 году состоялся первый выпуск гимназии, выпускников было всего 4 человека. В том же году большое наводнение, весьма сильно повредившее здание и значительно увеличившееся количество учащихся, вынудили руководство ходатайствовать о постройке специального здания. После визита в гимназию Министра народного просвещения С. Уварова в 1838 году получено одобрение такой инициативы. Министерство выделило на строительство нового здания около 200 тысяч рублей. Проект училища был разработан в инженерном управлении Динабургской крепости архитектором А. Е. Штаубертом. И, уже к 1841 году новое здание с каменным забором было готово принимать учеников. Не лишне отметить то, что это здание и поныне находиться на улице Гимназияс 32 и в настоящее время там располагается Vieņibas skola.
С 1846 по 1864 годы кроме директора гимназии местные дворяне избирали попечителя гимназии. В разные годы ими были С. Плятер-Зиберг, У. Бениславский, И. Шадурский, М. Бениславский. Из-за отсутствия активности попечителей эта должность была упразднена.
В 1851 году директором гимназии, по поручению попечителя Санкт-Петербургского учебного округа, директором гимназии И. Ястребцовым были разработаны правила приёма учеников. Для учёбы принимали детей дворян, чиновников, купцов и мещан, в первый класс не старше 13 лет, а в старшие классы соответственно по возрасту.
Закончившие гимназию с «похвальным» аттестатом получали право получения «первого классного чина в гражданской службе». В различные годы число выпускников значительно колебалось, но бывали годы, когда по разным причинам (например, дороговизна жизни в Динабурге) выпускников не было совсем. Среди выпускников гимназии был Евграф Чешихин, ставший в дальнейшем известнейшим в Балтийском крае русским публицистом и историком.
1965 год принёс новые перемены, по указанию Министерства народного просвещения Динабургская гимназия поменяла свой статус и стала называться реальной гимназией. Отличии от классической гимназии заключалось в том, что в реальных гимназиях не изучались древние языки, а делался больший упор на иностранные языки, математику и физику. Согласно новому уставу в Динабургской реальной гимназии преподавали следующие предметы: русский язык и русская словесность, чистописание, арифметика, алгебра, геометрия, тригонометрия, физика, химия, минералология, черчение, рисование, история, естественная история, география, космография, немецкий и французский языки и закон божий. Увеличение предметов сразу сказалось на увеличении штата учителей и это стало довольно большой проблемой. Большинство прибывших учителей ожидали более выгодного места и относились к своим обязанностям с некоторым безразличием. К тому же сказывалась разница в образовании, между учителями порой вспыхивали конфликты, что не могло не сказываться на качестве обучения.
С 1869 года в гимназии появились «классные наставники», выражаясь современным языком – классные руководители. В их обязанности входило не только преподавание своего предмета, но и надзор за учениками в свободное от занятий время.
Всё острее стала проявлять себя такая проблема, как качество подготовки до учёбы в гимназии. Ученики гимназии были из разных социальных слоёв населения, различных национальностей и вероисповеданий, что накладывало глубокий отпечаток на образование, полученное до гимназии. Большинство учеников составляли выходцы из семей дворян и чиновников, далее следовали дети городских мещан и сельских помещиков, в небольшом количестве присутствовали дети из семей духовных служителей, а порой обучались и иностранные подданные. Было решено открыть при Динабургской реальной гимназии подготовительный класс, что бы будущие ученики имели более однородную подготовку. Осуществить эту идею удалось только в 1889 году.
За всё время существования Динабургской реальной гимназии в её стенах обучалось более двух тысяч учеников, но закончить обучение полностью смогли лишь около 60 человек.
В 1872 году грянули новые изменения, и указом Министерства народного образования Динабургская реальная гимназия была переименована в реальное училище. Фактически разница была в том, что ученики стали проходить 6-летний курс обучения и что бы поступить в большинство вузов, выпускникам училища, приходилось заканчивать дополнительный седьмой класс. Что бы сгладить этот переход Министерство народного образования установило переходный период сроком два года. По предложению педагогического совета реального училища 5-й класс был разделён на основное и коммерческое отделения, а 6-й на общее, механико-техническое и химико-техническое отделения. С 1874 года такое же деление было введено и в 7-м дополнительном классе.
Грянувшие перемены не вызывали снижения качества образования, как минимум оно осталось на прежнем уровне, а в чём-то и повысилось. Для различных предметов были разработаны подробные программы, разработанные преподавателями и утверждённые попечителем учебного округа, приглашены преподаватели со специальным образованием. Теперь обучение велось по следующим предметам: русский язык, арифметика, алгебра, геометрия, тригонометрия, приложение алгебры к геометрии, начертательная геометрия, геометрическое черчение, физика, механика, технология, химия, история, естественная история, география, коммерческая география, землемерение, проектирование, моделирование, строительное искусство, бухгалтерия, немецкий и французский языки, рисование, чистописание. Со временем было введено преподавание пения, музыки и гимнастики, преподавали эти предметы обер-офицеры местного гарнизона. Надо отметить, что руководству, после всех перемен, не только удалось сохранить институт классных наставников, но и сделать несколько шагов для развития. Так в 1881 году в помощь классным наставникам были учреждены специальные помощники обязательным требованием для которых было окончание духовной или учительской семинарии.
С 1876 года директором училища становится А. Князев, проработавший в Динабурге, а затем Двинске около 30 лет. В 1881 году пришлось закрыть дополнительный 7-й класс, по весьма простой причине – желающих обучаться в нём не было. Постепенно были упразднены и отделения в старших классах, и к 1891 году образование в них стало общим.
С годами росло количество желающих учиться в реальном училище, остро стала проблема недостатка помещений и в начале ХХ века были построены пристройки к зданию училища, что позволило значительно увеличить полезную площадь. В 1901 году оборудован спортивный зал.
С наступлением ХХ века свои коррективы в жизнь Двинского реального училища внесла Первая Мировая война. В 1915 году линия фронта стала приближаться к городу, преподавателей эвакуировали, а учёба прекратилась. И дальше начались перемены, связанные со сменой власти. В 1919 году, с приходом советской власти, в здании реального училища была открыта Двинская единая трудовая школа. В 1921 году, после получения Латвией независимости – гимназия с латышским языком обучения. В 1924 году гимназия меняет название и становится Pirmā Daugavpils Valsts ģimnāzija. 1941 год – Латвия входит в состав СССР и снова смена названия – 1-я Даугавпилсская средняя школа, которое сохраняется вплоть до восстановления независимости Латвии. В 1996 году школе возвращается статус гимназии. Новая реорганизация происходит в 2002 году, от гимназии отделяется Daugavpils Vienības pamatskola в которой, ученики обучаются с первого по девятый классы.
Не смотря, на все перемены, символично то, что во все времена и при любой власти, что бы, не случалось, но здание продолжает служить благородному делу просвещения. Пережив две мировые войны, оно продолжает стоять в центре города.

Из сборника "По материалам Даугавпилсской краеведческой  конференции"