GoroD

Объявление

Информация о пользователе

Привет, Гость! Войдите или зарегистрируйтесь.


Вы здесь » GoroD » Даугавпилс » За связь без брака.


За связь без брака.

Сообщений 1 страница 50 из 66

1

"За связь без брака" - таким был шутливый девиз связистов советского времени.
В этой теме предлагаю размещать материалы,посвященные теме связи и телекоммуникаций(почта,телефон,телеграф) Динабурга,Двинска,Даугавпилса.

+1

2

Тему хочу открыть сканами брошюры,изданной к 100-летию телефонных сетей Даугавпилса.Брошюра издана на латышском языке и,если кто-то сможет сделать перевод текста на русский язык,то буду очень признательна.

http://uploads.ru/t/P/j/c/Pjcny.jpg http://uploads.ru/t/W/L/X/WLX9b.jpg

Отредактировано Chena (Воскресенье, 29 января, 2012г. 19:37:53)

0

3

http://uploads.ru/t/a/B/Z/aBZDS.jpg

http://uploads.ru/t/J/3/W/J3WtF.jpg

http://uploads.ru/t/Q/U/a/QUaiP.jpg

0

4

http://uploads.ru/t/O/c/p/OcpHQ.jpg

http://uploads.ru/t/T/r/b/Trb8y.jpg

http://uploads.ru/t/z/h/e/zhe5d.jpg

0

5

http://uploads.ru/t/W/h/K/WhKe2.jpg

http://uploads.ru/t/M/3/x/M3x5o.jpg

http://uploads.ru/t/S/K/O/SKOTt.jpg

0

6

http://uploads.ru/t/7/Z/g/7Zg0P.jpg

http://uploads.ru/t/f/6/i/f6iuP.jpg

http://uploads.ru/t/l/o/x/loxXj.jpg

0

7

http://uploads.ru/t/4/b/W/4bW9O.jpg  http://uploads.ru/t/o/h/F/ohF7w.jpg

0

8

На православном кладбище можно найти  памятники чиновникам почтово-телеграфной конторы.
Первое фото - памятник на могиле чиновника Двинской почтово-телеграфной конторы Федора Ивановича Васильева.
Второе фото - памятник на могиле чиновника Двинской почтово-телеграфной конторы Григория Гавриловича Васильева.
Родственники или однофамильцы - мы вряд ли узнаем.

http://uploads.ru/t/D/7/s/D7sH0.jpg  http://uploads.ru/t/Y/R/E/YRENi.jpg

+1

9

„За связь без брака!” – для тех, кто не знает, это шутливый тост связистов, который воспринимается двояко.

Chena опять впереди – книжка у меня уже отсканирована как с месяц. Перевести могу, найти бы время.

У меня так же отсканированы фото альбомы, будет время, после коррекции выложу.

З.Ы. Chena мы знакомы?

Отредактировано JeS (Понедельник, 30 января, 2012г. 13:12:23)

0

10

JeS написал(а):

Chena мы знакомы?

Возможно у нас общие знакомые...
Брошюрку мне дала во временное пользование одна моя очень хорошая знакомая - она некоторое время работала на "двойке".
Поэтому я постаралась сразу же отсканировать.
Вы пишете про фотоальбом - это тот  альбом,что был подготовлен к юбилею АТС?
Я о нем только слышала,но в руках держать не довелось...

0

11

Chena написал(а):

Вы пишете про фотоальбом

Да это именно тот альбом. И так гордо: - Лично спасенный от мусорника!
Этим альбомом совсем недавно уже интересовались......
Есть еще два отсканированных, правда менее интересных. Но имеется еще один альбом о работниках "тройки", который не прошел через мои руки.

Книжку я уже предлагал. Имеются еще 2 шт, предлагаю всем еще раз!

Отредактировано JeS (Понедельник, 30 января, 2012г. 19:34:37)

0

12

JeS написал(а):

Этим альбомом совсем недавно уже интересовались

В общем-то это я пыталась по своим каналам выйти на него...- кто ищет от того не спрячешь... :D вот и прояснилась судьба альбома.Хорошо,что этот альбом не пропал безвозвратно,у меня были подозрения,что альбома больше нет.Я рада,что ошиблась...
Ждем сканов альбома...

0

13

Итак , как видим из юбилейной брошюры Латтелекома , новенькое здание почтово-телеграфной конторы и телефонной станции на углу улиц Райня и Гимназияс простояло всего несколько лет и было взорвано немцами в июле 1944 года. До середины 80-х годов на этом участке располагалось автохозяйство почты. Затем там началось строительство здания АТС на 10 тыс. номеров. С распадом СССР стройка была заброшена. В середине 90-х стройка была продана железной дороге , но и та , возобновив стоительство , быстро его прекратила. К этому времени достраивать здание как АТС потеряло смысл - техника совершила качественный скачок , перейдя на цифру , оборудование стало занимать несколько шкафов , и потребность в огромных залах исчезла. Лишь в середине 2000-х нашёлся некий инвестор , достроивший здание , превратив его в административно-жилой комплекс. Теперь там в одном корпусе офис соц. страха , а в другом элитное жильё. На этом почтово-телефонная история этого места закончилась...
                                 http://uploads.ru/t/f/e/U/feUry.jpg

0

14

Тот самый альбом, созданный работницами АТС-2 (ул. Падомью 4) к юбилею телефонной станции в 1984 году.

http://uploads.ru/t/o/4/3/o436e.jpg http://uploads.ru/t/G/o/N/GoN3l.jpg http://uploads.ru/t/k/m/h/kmhSw.jpg

http://uploads.ru/t/T/1/O/T1Oxy.jpg http://uploads.ru/t/G/q/d/Gqd9C.jpg http://uploads.ru/t/W/9/g/W9gN6.jpg

http://uploads.ru/t/H/h/6/Hh684.jpg http://uploads.ru/t/g/r/C/grC0W.jpg http://uploads.ru/t/B/T/k/BTkpv.jpg

http://uploads.ru/t/S/n/M/SnMzH.jpg http://uploads.ru/t/2/G/N/2GNVg.jpg http://uploads.ru/t/C/P/p/CPpr9.jpg

http://uploads.ru/t/1/A/U/1AULs.jpg http://uploads.ru/t/7/J/r/7JrtD.jpg http://uploads.ru/t/p/V/H/pVH2J.jpg

http://uploads.ru/t/P/o/G/PoGjd.jpg http://uploads.ru/t/V/O/h/VOha2.jpg http://uploads.ru/t/j/a/1/ja1AC.jpg

http://uploads.ru/t/5/h/p/5hpOR.jpg http://uploads.ru/t/N/1/Y/N1Y9P.jpg http://uploads.ru/t/X/z/8/Xz8gq.jpg

http://uploads.ru/t/Q/j/V/QjVPE.jpg http://uploads.ru/t/2/B/j/2Bj9y.jpg http://uploads.ru/t/W/0/m/W0mpT.jpg

http://uploads.ru/t/M/D/F/MDFi7.jpg http://uploads.ru/t/g/R/9/gR97S.jpg http://uploads.ru/t/A/G/z/AGzk8.jpg

http://uploads.ru/t/z/Y/K/zYKog.jpg http://uploads.ru/t/Y/M/v/YMv9u.jpg http://uploads.ru/t/y/P/V/yPV7J.jpg

http://uploads.ru/t/E/i/a/Eiarv.jpg

Отредактировано JeS (Суббота, 11 февраля, 2012г. 16:59:34)

+2

15

Ого,я на етой станции 4асто бывал,у меня там мать работала долгое время!

0

16

JeS,спасибо за альбом.Спасибо за то,что он не исчез безвозвратно и мы имеем возможность с ним ознакомиться.

0

17

В структуре Латвийской железной дороги среди множества различных предприятий есть и такое , которое занимается эксплуатацией линий автоматики, сигнализации и связи. Называется оно - Даугавпилсская дистанция сигнализации и связи. Его центральный офис находится в Даугавпилсе , на ул.Михоэлса, 48. Раньше здание выделялось на фоне остальных наличием огромной параболической антенны на крыше. Теперь она демонтирована. А ещё в этом здании находилась самая передовая АТС - квазиэлектронная "Квант". Обслуживала она служебные нужды , но часть ёмкости использовалась для квартирных телефонов работников ж.д. В настоящее время АТС не используется и демонтирована , телефонная связь обеспечивается силами LMT и Lattelecom...
                                                                                           http://uploads.ru/t/x/e/C/xeC7i.jpg

0

18

А мы раньше по незнанию думали,что там какое-то КГБшное заведение именно из-за "наличия огромной параболической антенны на крыше"... :D

0

19

JeS написал(а):

Тот самый альбом, созданный работницами АТС-2 (ул. Падомью 4)

А это то самое здание, в котором работницы АТС создали тот самый альбом. :-)
В комплекте почтовый ящик и таксофонная будка. ~ 197x

http://uploads.ru/t/A/G/B/AGBse.jpg

Отредактировано JeS (Суббота, 11 февраля, 2012г. 17:00:01)

+1

20

Подписка работника при поступлении на работу в учреждения Министерства связи СССР, 1951г

http://uploads.ru/t/s/G/m/sGmq9.jpg

Отредактировано JeS (Суббота, 11 февраля, 2012г. 17:16:20)

+1

21

В эфире производственная гимнастика!

http://uploads.ru/t/q/r/R/qrRCn.jpg

На снимке работницы станции АТС-3 (ул. Валкас 3).  198x г.

+1

22

Здание АТС-4 в Химпосёлке. Там-же почта. Снимок 70-х годов. 
                                                                  http://uploads.ru/t/W/k/6/Wk6Y2.jpg
Фото из сети.

0

23

Паспорт распределительного шкафа телефонной сети Нардома и прилегающего района. Шкаф находится в подворотне внутреннего дворика, а не используется с 1997 г. Примечателен аутентичностью ведения документации того времени.
На паспорте обозначены Д\К №1, гостиница, касса аэрофлота, библиотека и театр. Удивительно, но позже взорванный собор то же был телефонизирован.

http://uploads.ru/t/5/m/o/5moIe.jpg

Отредактировано JeS (Вторник, 27 марта, 2012г. 22:17:37)

+1

24

До появления электросвязи в мире использовали оптические телеграфы - семафоры. Через Динабург с 1839 по 1854 г.г.  проходила линия такого телеграфа  СПб. - Варшава длиной 1200 км. Использовалась система Ж.Шато. Конструкция его телеграфа намного проще, чем у Шаппа: для визуальной передачи использовалась всего одна «семафорная штанга», напоминавшая Т-образную стрелку, на трёх концах которой в тёмное время суток зажигались фонари. «Стрелка» могла вращаться и принимать восемь различных фиксированных положений. В их сочетаниях закодированы отдельные буквы, цифры и целые фразы, наблюдаемых при помощи зрительных труб.  Линия насчитывала 149 телеграфических станций и состояла из цепочки башен, отстоявших друг от друга на расстоянии прямой видимости (8 км) и оборудованных семафорными механизмами. Всю линию обслуживало около 2 тыс. человек. Время прохождения сообщения из конца в конец 15 минут. Линией оптического телеграфа могли пользоваться простые граждане. Несмотря на недостатки оптической телеграфии, главным из которых была зависимость от погоды, её активно использовали почти до середины XIX в.
http://uploads.ru/t/f/K/S/fKSZk.jpg
На фото - музейная станция оптического телеграфа системы Шаппа в Германии.

Отредактировано marser (Воскресенье, 22 апреля, 2012г. 21:04:05)

+2

25

Ранее обещанный второй альбом. Хотя по времени создания - первый (начало 197х).

http://uploads.ru/t/S/d/f/SdfR6.jpg http://uploads.ru/t/O/4/2/O42Vr.jpg http://uploads.ru/t/4/a/u/4auMm.jpg
http://uploads.ru/t/4/3/7/437Kj.jpg http://uploads.ru/t/f/n/2/fn2hJ.jpg http://uploads.ru/t/I/4/2/I42gB.jpg
http://uploads.ru/t/T/W/4/TW4Pe.jpg http://uploads.ru/t/h/9/I/h9IQa.jpg http://uploads.ru/t/L/j/n/LjnX8.jpg
http://uploads.ru/t/K/J/2/KJ2qQ.jpg http://uploads.ru/t/b/a/g/bag5c.jpg http://uploads.ru/t/C/d/M/CdMf8.jpg
http://uploads.ru/t/t/z/R/tzRj4.jpg http://uploads.ru/t/F/e/s/FesMh.jpg http://uploads.ru/t/7/H/l/7HlqF.jpg
http://uploads.ru/t/t/I/Z/tIZ6h.jpg http://uploads.ru/t/N/W/f/NWfC1.jpg http://uploads.ru/t/L/9/4/L94VK.jpg
http://uploads.ru/t/4/H/z/4Hz1B.jpg http://uploads.ru/t/Y/p/d/Ypd5R.jpg http://uploads.ru/t/r/b/Z/rbZWf.jpg
http://uploads.ru/t/a/d/l/adlyO.jpg http://uploads.ru/t/V/3/C/V3CfT.jpg http://uploads.ru/t/A/w/g/Awg65.jpg
http://uploads.ru/t/g/7/N/g7N9q.jpg http://uploads.ru/t/o/0/O/o0O7B.jpg http://uploads.ru/t/3/N/W/3NWCF.jpg
http://uploads.ru/t/e/k/m/ekmZa.jpg http://uploads.ru/t/A/y/t/Aytuh.jpg http://uploads.ru/t/E/T/v/ETv5I.jpg
http://uploads.ru/t/o/A/c/oAcjf.jpg http://uploads.ru/t/M/6/1/M61xN.jpg http://uploads.ru/t/r/0/n/r0nCh.jpg
http://uploads.ru/t/j/u/T/juTVr.jpg http://uploads.ru/t/2/R/F/2RFtc.jpg http://uploads.ru/t/W/y/A/WyAIB.jpg
http://uploads.ru/t/n/i/A/niATl.jpg http://uploads.ru/t/L/V/d/LVdj5.jpg http://uploads.ru/t/n/Q/Y/nQYsk.jpg
http://uploads.ru/t/6/u/P/6uPjr.jpg http://uploads.ru/t/I/2/G/I2GZw.jpg

Отредактировано JeS (Воскресенье, 22 апреля, 2012г. 15:04:19)

+2

26

JeS,альбом интересный,автор(или группа авторов) подошли к его созданию без формализма и с долей иронии...на странице про памятники старины богомольная старушка почему-то с бутылкой под мышкой...
И "самоутопцы" - во все времена находились любители острых ощущений...фото из альбома тому подтверждение...

0

27

http://uploads.ru/t/t/1/S/t1SYq.jpg
Здание бывшей телефонной станции в Калкунах на ул.Киегелю 19а. В настоящее время по прямому назначению не используется - продано коммерсантам...
Фото с ресурса GOOGLE.

0

28

marser написал(а):

Несмотря на недостатки оптической телеграфии, главным из которых была зависимость от погоды, её активно использовали почти до середины XIX в.

А если быть точнее, то пожарными она использовалась до 30-х годов ХХ века. На пожарной каланче для этой цели располагались мачты с системой тросов, на которых вывешивались кожаные шары, комбинации которых извещали коллег о том, где пожар и каковы его масштабы...
http://uploads.ru/t/N/r/i/NriWT.jpg

+1

29

marser написал(а):

А если быть точнее, то пожарными она использовалась до 30-х годов ХХ века. На пожарной каланче для этой цели располагались мачты с системой тросов, на которых вывешивались кожаные шары, комбинации которых извещали коллег о том, где пожар и каковы его масштабы...

http://uploads.ru/t/q/6/z/q6zgP.jpg http://uploads.ru/t/m/q/G/mqGQU.jpg
На фотографиях хорошо видны на каланчах пожарных частей центра и новостроенской как сами сигналы , так и дежурящие там дозорные...

Отредактировано marser (Пятница, 25 мая, 2012г. 12:33:52)

0

30

marser написал(а):

так и околачивавшиеся там дозорные...


Вообще то они там дежурили, а не околачивались. Постояли бы вы там зимой в сильный мороз, да на ветру.

0

31

Olgerd112 написал(а):

Вообще то они там дежурили,

Виноват... :blush:

0

32

http://s1.uploads.ru/t/WkjGh.jpg
Июль 1944 г. Всё, что осталось от телефонной станции...

Отредактировано marser (Пятница, 27 июля, 2012г. 11:23:08)

+3

33

Почтамт на углу Владимирской и Дворянской

В середине 19-го века на углу Владимирской и Дворянской N 25 Викентий Михайлович Шавдин построил двухэтажный угловой дом из красного кирпича, где он проживал со своей семьей. В начале 20-го века дом приобрел фотограф В. Штейнберг, перестроил его и открыл в нем свою фотографию.
После первой мировой войны 20-х годах Штейнберг продал свой дом почтовому ведомству, где в 20-х начале 30-х годов размещались почта, телеграф, телефон и радио. Кроме того, здесь размещались Латвийское общество работников почты, телеграфа и телефона и их профсоюз.
В середине 30-х годов, не пользуя часть старого здания №8/10, было построено новое трехэтажное каменное здание, покрытое мраморной крошкой, на углу улицы Райниса №25.
Руководил почтой даугавпилсский почтмейстер Эдуард Миллер, находившейся в Даугавпилсе в должности почтмейстера с 1932 по 1935 года.
В значительной степени именно Э.Миллеру Даугавпилс был обязан новым зданием почты (почтамта). Торжественное открытие почтамта произошло 20 декабря 1935 года. В этом здании разместились почта, телефонная станция ( автоматическая) и телеграф.
В 1940 году в городе были установлены 1248 телефонов, в том числе 10 телефонов-автоматов.
Во время второй мировой войны, в 1944 году при отступления из города, оккупанты демонтировали городскую автоматическую телефонную станцию, вывезли ее в Германию, а здание нового почтамта взорвали.
Надо надеяться, со временем здесь будет установлен новый почтамт.

Гесель Маймин, D-fakti.lv

+2

34

http://sf.uploads.ru/t/KSPAy.jpg

0

35

Фото работников почтово-телеграфной конторы.Фотография небольшого размера,поэтому при увеличении есть потеря качества.
http://sa.uploads.ru/t/pOSnc.jpg

+2

36

На 1844 год почтовая контора в Динабурге располагалась в левой пристройке к зданию присутственных мест по ул.Лачплеша 20. Там служили почмейстер надворный советник Фелициан Андреевич Бусвичь и его помошник губернский секретарь Алексей Матвеевич Блиодуха ( "Список чиновникам  почтового ведомства и почтовым местам" за 1844 год, стр.70).
На 1865 год почтовая контора имела, как и ранее, ранг губернской 1 класса, в ней служили почмейстер коллежский асессорь Михаил Зиновьевич Семёнов, его помошник коллежский регистратор Яков Романович Хреновский ( "Список чиновникам  почтового ведомства и почтовым местам" за 1865 год, стр.49).

Отредактировано marser (Пятница, 9 января, 2015г. 14:04:40)

+1

37

marser написал(а):

На 1844 год почтовая контора в Динабурге располагалась в левой пристройке к зданию присутственных мест по ул.Лачплеша 20.

Статья на эту тему
16 мая под цокот копыт лошадей породы жемайтукас в нашем городе открылось два значимых мероприятия – III Международный бизнес-форум и конференция, посвященная  истории почтового тракта Санкт-Петербург – Варшава, а также международному проекту «Почтовый тракт Латвия – Польша – Литва 2014».
Координатор экспедиции по территории Латвии Валентина Шабуневич в интервью газете «СейЧас» сказала следующее:
– В экспедиции, организация которой длилась полгода, принимают участие более 20 человек, в числе которых председатель Клуба путешественников Литвы Г. Бабравичус, тренер по конному спорту С. Феоктистов (Литва), литовские студентки, чье увлечение – лошади, студенты из ДУ и др. Попечитель экспедиции – премьер Литвы А. Буткявичус. Это не коммерческий проект. Маршрут по территории Латвии начался от м. Нестери (Карсавский край). К сожалению, по ряду обстоятельств экспедиция не смогла стартовать из Санкт-Петербурга – не получилось решить своевременно организационные вопросы с российской стороной. Можно сказать, что весь остальной маршрут удалось «вырулить» в последний момент.
Мы вынуждены были отказаться от российской части проекта, тем не менее его остальная часть воплощается в жизнь, как и задумано. Обе кареты, которые должны участвовать в экспедиции, сделаны мастерами-каретниками в Польше, но по маршруту почтового тракта сегодня колесит только одна, у второго дилижанса возникли проблемы с рессорой. Основная часть участников передвигается на автомобилях, в фуре везут сменных лошадей. Всего в экспедиции участвуют 10 лошадей жемайтской породы. По пути следования почтовой кареты лошадьми управляет кучер, и от двух до шести человек всегда находятся сзади, на подножках.
Иногда в дороге возникают сложные ситуации. Так, например, в Малте карета, запряженная цугом, не смогла развернуться – не хватило радиуса дороги. Участникам экспедиции пришлось распрягать лошадей и разворачивать дилижанс вручную. Жемайтские лошади участвуют уже в третьей по счету экспедиции клуба. Не могу не упомянуть конно-верховой поход 2010 года, связанный с тем, что, по легенде, жемайтские кони когда-то пили воду из Черного моря. Спустя 600 лет был повторен путь Витаутаса Великого. И вот, как только участники экспедиции пересекли верхом границу Беларуси, за ними увязалась дворняга. Ее стали подкармливать, и так она добежала до Черного моря. На обратном пути из Очакова собаку уже везли в машине – были стерты когти и лапы. Чтобы пересечь границы, дворняжке сделали полноценный паспорт и присвоили имя Альшюс.
После того как экспедиция вернулась в Литву, Альшюса чествовали вместе с остальными участниками проекта в Доме правительства. За заслуги перед Литовским государством собаке даже позволили посидеть в кресле премьер-министра, после чего возникла шутка, что ни одна собака в мире не сделала столь головокружительную карьеру за столь короткое время, как эта белорусская дворняга. Сегодня пес проживает у одного из участников черноморской экспедиции.

Без кузнеца никуда!

Возвращаясь к проекту 2014 года, скажу: хочется, чтобы таких ярких и неординарных мероприятий, связанных с нашим городом, было как можно больше. Но для их воплощения нужна материальная поддержка, а иногда еще и случай, – продолжает В. Шабуневич. – Ведь во многом этот проект стал известен для города благодаря моему неожиданному знакомству с директором «Литфильма» Оксаной Черновской. В настоящее время «Литфильм» снимает полнометражную документальную ленту об экспедиции «Почтовый тракт Латвия – Литва – Польша». Огромная благодарность всем самоуправлениям, по территории которых проходил наш путь. Была большая отзывчивость, интерес к происходящему и желание помочь. Самым длинным стал переход без остановок из Адамово до Аглоны – 69 км. В ходе экспедиции ее участники показывают себя очень ответственными людьми.
– Так, одна наша девушка-студентка из Аглоны ездила ночью в Каунас, чтобы утром сдать экзамен и вернуться! – рассказывала Валентина.
Когда литовские кони уже цокали копытами по площади Виенибас, я перекинулась парой слов с кузнецом Павлом Наливайко. Павел – уроженец Украины, но живет в Литве и с удовольствием участвует в экспедициях Клуба путешественников – лошадь в дороге должна быть подкована! Кони жямайтукас известны с VII века, а может, и раньше, литовцы использовали их в качестве боевых во время северных крестовых походов. Порода славилась выносливостью и сообразительностью, однако с течением времени почти исчезла. К счастью, ее удалось восстановить, и сейчас в Литве около 400 таких бодрых лошадок.
Неожиданным нюансом запланированного в Даугавпилсе мероприятия стало то, что лошади не захотели идти по новенькому деревянному мосту, ведущему к только что открытым Николаевским воротам Крепости – испугались стука собственных копыт. Дабы не спасовать перед фактом истории, кузнецу пришлось заменять шипы на подковах, после чего все окончилось хорошо – польский дилижанс, управляемый литовским кучером, благополучно проехал под гербом Российской империи. Фотограф Г. Калтенис, также участник экспедиции, уточнил газете «СейЧас», что этот дилижанс был сделан в городе Познань по образцу английского, курсировавшего по дорогам в XIX веке.

Благоустроенный путь

В день конференции стало известно, что представитель краеведческого музея из российского города Порхов (Псковская область) и автор книги об истории тракта Санкт-Петербург – Варшава Мартин Нормонтус приехать не смог, о чем приходилось только сожалеть. Конференцию открыл В. Иванов, председатель Восточно-латвийского общества исследователей истории (Даугавпилс), напомнив присутствующим слова Д. Джойса, о том, что «столбовые дороги скучны, однако они-то и ведут в город». «Дороги объединяют человечество. Тракт Санкт-Петербург – Варшава стал еще одним окном в Европу», – отметил Иванов. Далее с докладом «Почтовая дорога Санкт-Петербург – Варшава на территории Латгалии в XIX в.» выступил профессор кафедры истории Даугавпилсского университета Х. Сомс. Ученый напомнил, что в 2010 году в университете проходила конференция, связанная с историей почты. Воссоздание истории почтового тракта – это работа не только академическая, но и краеведческая. «Краеведение имеет огромный потенциал», – указал профессор. В то же время, по мнению Сомса, современные исследования по латвийскому отрезку пути отсутствуют.
Был сделан акцент на том, что почтовая дорога вела через крепость, поэтому изучение истории крепости, располагавшейся на стыке двух губерний, Витебской и Курляндской, может пролить дополнительный свет и на «биографию» самого почтового тракта. «Прекрасным источником по истории этой дороги служат путевые заметки, воспоминания путешественников, дорожные отчеты, многие из которых хранит Ватиканский архив», – заметил Сомс, что несколько не стыковывалось с посылом Джойса о скучности дорог. В конференции принял участие Давид Вайсер, вице-президент VFD (Германия), с докладом также выступил Г. Бабравичус и др. Среди слушателей были представители латвийских и литовских самоуправлений, бизнесмены.
Краевед Ю. Чертов (Даугавпилс) в своем докладе напомнил, что почтовая дорога Петербург – Динабург открылась в 1826 году, а в 1836-м продлилась до Варшавы. В то время она воспринималась одной из самых новаторских и современных магистралей, над созданием которой трудились лучшие инженеры – французские, польские, русские строители. Ширина тракта – в основном 6 русских саженей (12,78 м). Проезжая часть была построена из уплотненного гравия. Дорога предусматривала комплекс почтовых станций с конюшнями, гостиницами, корчмами, подсобными помещениями. Часть таких строений неплохо сохранилась на территории современной Литвы. Через каждые 10–15 российских миль (российская миля = 7 верст = 7,467 км) имелись заставы для дорожных патрулей, которые проверяли документы и выдавали разрешения. Протяженность почтового пути достигала 1250 км. На станциях можно было обратиться к дежурному писарю по поводу написания письма, здесь же продавалась бумага и конверты. Во избежание разбойных нападений дилижансы часто сопровождались вооруженными конными отрядами.
В своде законов российской империи содержится именной указ о размещении станций и постройки домов на Динабургском шоссе почтового тракта Петербург – Варшава. Памятная книжка Витебской губернии гласит: почтовая станция в Динабурге содержит 60 лошадей с приплатой на каждую лошадь от земства почтосодержателю, сверх получаемых ими прогонов по две с половиной копейки на версту и на лошадь 164,82 рубля. «Но ни в одном документе не было указано место нахождения Динабургской почтовой станции. Уточнить этот вопрос помог литовский краевед Й. Плецкевичус, сообщивший, что с 1826 по 1860 год почтовая станция со всеми службами находилась в комплексе присутственных зданий (проект архитектора А. Штауберта) на теперешней ул. Лачплеша (между ул. Виенибас и ул. Гимназияс). Динабургская почтовая станция, имеющая целый комплекс услуг, была единственной станцией на всем протяжении тракта, располагавшейся в центре города. Однако многие путешественники, бывая в Динабурге проездом, останавливались на ночлег на постоялом дворе по ул. Краславас, 75. Почтовый тракт Петербург – Варшава на территории Латвии начинался с почтовой станции «Ивановская» в слободе Корсавка (Карсава), а далее проходил до станций Режица, Антонополь, Горыколно, Боровое (Малта), Рушены, Ардава, Дубно (Вышки), Динабург», – докладывал Ю. Чертов.
Добавим, что в Новоалександровске (г. Зарасай) в ознаменование завершения строительства тракта был установлен 11-метровый чугунный обелиск, сохранившийся до наших дней. На обелиске (автор памятника П. Штейнкеллер) первоначально имелась плита с надписью «По указу царя Николая I была проведена дорога от Каунаса до Даугавпилса (193 версты) в 1836 г.». Плита сия, как говорят, сегодня хранится в Зарасайском музее.
Тема магистрали Санкт-Петербург – Варшава безгранична, потому что вбирает в себя великое множество событий и известнейших имен. Этот благоустроенный трудом представителей многих национальностей путь стал важным стратегическим, политическим, экономическим и культурным явлением, переоценить которое невозможно. Попытки соединить исторические следы, добытые из многих источников, способствуют складыванию настоящего и прошлого в целостную мозаику, историю мирно соседствующих друг с другом государств.

http://www.grani.lv/seychas/44350-v-eks … arete.html

+1

38

Уважаемые форумчане!
В 2016 году исполняется 180 лет почтовому тракту С.Петербург- Варшава.
Есть идея установки памятного верстового столба. Только есть и осложнения.
Дорога от литовской границы до предмостных укреплений будет капитально
ремонтироваться, будет вырублена липовая аллея от перекрёстка с крестом до переезда.
При нашем финансировании эти работы растянутся на года и придётся столб ставить
после всех ремонтов.

0

39

В  Ново-Александровске/ Зарасай стоит чугунный обелиск посвященный строительству шоссе Петербург-Варшава.  Хорошо и нам/городу заиметь памятный вестовой столб.

0

40

Летописец написал(а):

В  Ново-Александровске/ Зарасай стоит чугунный обелиск посвященный строительству шоссе Петербург-Варшава.

По некоторым сведениям, этот памятный столб установлен после 1845 года (строительство шоссе в основном было завершено к 1836 году). В 1845 году император Николай I путешествовал  по шоссе, и в Зарасае царскую свиту нагнал фельдъегерь с известием о рождении наследника, будущего Александра III. Император, на радостях, повелел переименовать городок в Новоалександровск и поставить памятный знак в нём.

+2

41

Юрий написал(а):

Есть идея установки памятного верстового столба. Только есть и осложнения.

Я думаю, самым лучшим было-бы восстановить такой столб на мостике шлюза Николаевской дамбы. Он теперь отреставрирован. А памятный чугунный столб там стоял до 1939 года , и посвящён был строителям дамбы. Она как раз и была частью шоссе СПб.-Ковно. Чугунолитейное производство в нашем городе есть.
Кстати, эта тема обсуждается на gorod.lv.

Отредактировано marser (Воскресенье, 13 сентября, 2015г. 09:27:00)

0

42

По чугунному обелиску на шлюзе Шуницы -  идеальное место для возобновления этого памятника, благо есть фото 30 годов 20 века и текст надписи на обелиске.    Сейчас там при реконструкции полотна дороги по верху дамбы поставлены отбойники с опорами на чем они крепятся.

0

43

marser написал(а):

До появления электросвязи в мире использовали оптические телеграфы - семафоры. Через Динабург с 1839 по 1854 г.г.  проходила линия такого телеграфа  СПб. - Варшава длиной 1200 км. Использовалась система Ж.Шато.

Отправной точкой к созданию этой самой протяженной в Европе (1200 км) линии послужило национально-освободительное восстание в Польше, вспыхнувшее в 1830 г. На других рубежах империи тоже было неспокойно, однако это направление было приоритетным: любой конфликт становился разменной картой европейской политики. Николай I, как никто другой, оценил неудобство обычной связи на этой линии уже при вступлении на престол: он очень долго ждал писем из Варшавы от цесаревича Константина Павловича с подтверждением отречения от престола. Тогда этот путь преодолевался фельдъегерем за 5 суток, обычная почта шла 6—7 дней. С помощью же оптического телеграфа передача 45 условных сигналов из Петербурга в Варшаву при ясной погоде должна была занять всего 22 минуты. Депеши из Варшавы всегда имели гриф «особое предварение», как самые важные. Необходимость иметь возможно быстрое сношение с нашей западной окраиной, Царством Польским, поставила на первую очередь сооружение телеграфной линии до Варшавы. Высочайшее повеление о постройке Варшавского телеграфа последовало в 1835 году.
В телеграфе Шато было 8 знаков-сигналов, дневных и ночных, при этом каждый сигнал передавался с помощью одного движения. Были условные сигналы, обозначающие предварение, повторение, исправление, начало и конец депеши и т. п. На каждом посту находились журналы с графлеными и пронумерованными листами для записи сообщений и специальные «словари» для кодирования и расшифровки депеш. Вскоре выяснилось, что «телеграфический словарь» Шато для такого сложного языка, как русский, мало подходит. В 1838 г. был издан «Временной телеграфический словарь», в 1840 г. появился новый. В 1842 г. свою версию кодирования телеграфных сигналов предложил князь Цицианов 25 . Во всех изданиях телеграфических словарей имена, должности, номера воинских частей, географические названия были зашифрованы. Коды были весьма сложными, учитывали спряжения и склонения слов, глагольные времена. Например, именительный падеж шел без дополнительных шифров, родительный обозначался кодом 1А, дательный — 2А, творительный — 3А, предложный — 4А, и это только в единственном числе 26 ! Множественное число, а также женский и мужской род имели свои шифры. Свои коды были у знаков препинания, цифр, календарного времени.
В словаре 1838 года в списке высочайших особ  великий князь Константин Николаевич стоял на четвертом месте (после императорской четы и наследника цесаревича) и обозначался цифрой 7 (127.7), тогда как для написания имени Константин требовалось набрать 41В41А. День рождения великого князя (9 сентября) передавался как 123.7. Если депеша предназначалась Константину Николаевичу, то в этом случае содержание предварялось цифрами 241.7, а если она была от него, то в конце депеши стояло 241.8.

Отредактировано marser (Понедельник, 14 сентября, 2015г. 10:01:12)

0

44

«Положение о Варшавской телеграфической линии, со штатом оного и табелью» было высочайше утверждено 29 апреля 1839 г. Чуть ранее было определено, что линия делится на шесть дирекций: 1-я — от Санкт-Петербурга до Пскова, 2-я — от Пскова до Динабурга, 3-я — от Динабурга до Вильно, 4-я — от Вильно до Гродно, 5-я — от Гродно до Варшавы, 6-я — в Варшаве.
Дирекции, в свою очередь, делились на дистанции. Личный состав телеграфа с телеграфическою ротою, специально подготовленной для действия телеграфами, состоял из 1908 человек. Для своевременного комплектования этой линии Высочайше утверждено 16 ноября 1840 года Положение о постоянной сигнальной школе, которою заменен существовавший при Санкт-Петербургском баталионе военных кантонистов временной класс, приготовлявший сигналистов. Школа, учрежденная для 50 сигналистов, состояла в непосредственном заведовании Начальника 1-ой Дирекции Варшавской телеграфической линии, которому подчинены были и все посты других телеграфов. Начальником 1-й дирекции, а также начальником С.-Петербургской дистанции (бывшей Кронштадтской телеграфической линии) и одновременно начальником школы сигналистов был майор армии Морсочников, его помощником — капитан 1-го учебного карабинерного полка Щолков. Для постов первых двух дирекций офицеры и унтер-офицеры назначались из войск Отдельного Гренадерского корпуса и Резервной дивизии 1-го Пехотного корпуса, а для остальных дирекций — из действующей армии. При зачислении номер дирекции совпадал с номером роты: назначенные на посты 1-й дирекции зачислялись «в роту № 1-го», 2-й дирекции — в роту № 2-го и т. п.  В сигнальной школе учились нижние чины, которых направляли из Санкт-Петербургского, Новгородского, Псковского, Смоленского батальонов кантонистов.
По «Положению о школе сигналистов Варшавской телеграфической линии» (СПб., 1840) ее ученики занимались в классах только в зимнее время, а летом они должны были проходить практику
на телеграфических постах от С.-Петербурга до Кронштадта.
http://s2.uploads.ru/t/TEjMc.jpg

0

45

Как выглядели телеграфисты того времени, можно узнать по «Табелю мундирным и амуничным вещам для нижних чинов каждой из 6 телеграфных рот, на Варшавской телеграфической линии полагаемых». Фельдфебели, т. е. унтер-офицеры, должны были носить «фуражныя шапки темнозеленаго сукна с козырьками, выпушкою и нумером», куртки однобортные «гвардейскаго сукна темнозеленаго», желтая высечка литеры и номера роты на погонах, к куртке — оловянные пуговицы с изображением гранаты, галун серебряный на обшивку воротников и обшлагов у курток; панталоны темно-зеленого сукна с боковыми выпушками светло-синего, «к ним пуговицы оловянные на манер костяжек», шинели «сукна серого фабрикантскаго» с черным воротником и погонами, светлосиними выпушками вокруг воротника и погонов, с желтыми литерами и номерами роты на погонах. Что касается сигнальной школы, то «офицеры на эполетах, а нижние чины на погонах имели «нашивныя литеры „СШ“».
http://s7.uploads.ru/t/dTsB7.jpg

0

46

Согласно «Положению о награждении сигналистов телеграфических линий за успешную передачу телеграфических депеш и вообще точное исполнение служебных обязанностей» от 26 марта 1848 г., телеграмма считалась переданной «весьма скоро — когда депеша, примерно из 120 сигналов состоящая, передана верно в 24 минуты, считая по 5 сигналов в минуту; скоро — в полчаса (4 сигнала в минуту), медленно — более получаса». Опытные сигналисты отгадывали некоторые слова по первым буквам, и время прохождения депеши сокращалось само собой, вследствие сокращения передаваемых слов. «По степени успеха передачи депеш» специалисты разделялись на три разряда: сигналист, старший сигналист, унтер-офицер. При благонадежном поведении и надлежащем исполнении обязанностей их повышали по службе и награждали «денежными выдачами» (например, за скорость «от государя-императора» полагалось по рублю серебром каждому). Был и такой удивительный случай, когда «роты № 1-го Варшавской Телеграфической линии младший сигналист» Николай Зайцев по решению Государственного Совета был утвержден в дворянском достоинстве, и в списках его должны были именовать «из дворян сигналист» . Впрочем, способности каждого телеграфиста определялись еще в сигнальной школе, и при выпуске «за отличные успехи в телеграфических действиях и хорошее поведение» некоторые сразу производились в унтер-офицеры и зачислялись «на старший оклад». Если же выяснялось, что унтер-офицер не может держать в повиновении сигналистов, его могли исключить из телеграфических рот и определить рядовым в линейный батальон. Подобное разжалование также было обычным наказанием за наиболее частые проступки вроде пьянства и самовольных отлучек с постов. Отчисление из сигналистов ждало и тех, кто был слаб зрением, «одержим болезнью», «дурной нравственности» и «неблагонадежного поведения». Самые серьезные наказания ждали телеграфистов за «самовольное прекращение действия», искажение смысла депеши, замедления и ошибки в передаче — за это унтер-офицеров и нижних чинов били шпицрутенами и отправляли в линейные батальоны на Урал и в Сибирь, офицеров смещали с должности. Исключали из списков только в случае побега или смерти.

Отредактировано marser (Понедельник, 14 сентября, 2015г. 11:14:15)

+1

47

Что-же осталось от всего этого грандиозного проекта ?
Прямо скажем, материалов очень мало. Телеграфным наследием интересуются в России и Литве. В частности, известно, что сигнальный пост был оборудован на территории почтовой станции в Утянах. Там в 2006 году была создана телеграфная сигнальная мачта по мотивам системы Шаппа.
http://s3.uploads.ru/Ewqi1.jpg
Сигнальных сооружений было, как известно 149. Они устраивались по типовому (Высочайше утвердённому) проекту в 1835-1838 годах и были рекомендованы к исполнению каменными. В реальности каменными были, в лучшем случае, фундаменты. Гораздо доступнее и дешевле в условиях тогдашней Российской империи было дерево. Тем более , что нужны были ещё и жилища для персонала, т.к. линия работала круглосуточно. Под устройство сигнальных башен приспосабливались существовавшие вблизи телеграфной линии высокие строения. Известно, что под таковое была приспособлена башня Гедимина в Вильно, для чего её надстроили сверху крытой деревянной площадкой. Кроме того, существовали ответвления от основной линии. Доподлинно известно, что в Ковно тоже была подобная телеграфная башня.
Исследователей выручает топонимика. В народе в просторечии эти сооружения оставили след под названием маяк. Причём не только в России, но и на территории Латвии , Литвы и Польши.
От них получили в наследство наименования многих населённых пунктов и мест в этих странах. На территории Даугавпилса маяком называлась горка на территории Стропского леса вблизи нынешей эстрады. Высота стандартной вышки предполагалась 21,5 метра. Плюс трехметровый сигнал. Много это или мало ? Высота стандартной пятиэтажки 18 метров. Вполне заметное сооружение, чтобы надолго запечататься в памяти народной. В нынешней Первомайке на Золотой горке, до 40-х годов ХХ века тоже был деревянный "маяк". Было ли это место пунктом телеграфной связи, точно неведомо...

Отредактировано marser (Вторник, 15 сентября, 2015г. 07:57:06)

+5

48

marser написал(а):

Под устройство сигнальных башен приспосабливались существовавшие вблизи телеграфной линии высокие строения.

Для этих целей в крупных городах и дворцах вблизи линии связи использовали башенки - бельведеры. Перестраивали существующие либо надстраивали новые. Там оборудовали закрытую комнату для дежурных сигналистов, и, собственно, самую "машину". В Петербурге была сделана целая череда таких башенок- на Зимнем дворце, городской думе, Константиновском дворце в Стрельне, и в иных местах.
http://s3.uploads.ru/t/yvxoV.jpg
В Динабурге в начале 40-х годов 19 века каменных зданий было мало. Но два из них, очень вероятно, были "с телеграфом".
Во первых, в крепости для этого подходил путевой дворец-комендантский дом. На нём вполне могла быть такая сигнальная башенка. До нас он дошёл в перестроенном виде, но с высоты третьего этажа вполне себе были видны основные сигналы со стропской вышки. Был в крепости и значительно более высокий объект - собор. Его башни были видны , как вспоминают,  за 30 км от города. Но они были хороши для звонаря, а не для круглогодичного дежурства сигналистов.
Второе здание - присутственные места в центре, содержали в себе почтовую станцию, были двухэтажными, и, тоже возможно, содержали телеграф. Если не над центральным фронтоном, то ведь там была и пожарная часть с деревянной каланчёй.

+1

49

Уважаемые Летописец и marser!
Давайте не будем путать строительство дамбы и почтовый тракт.
На дамбе стоял чугунный столб, на котором было написано: "Велением императора Николая ! город защищён от наводнении в 1841г." Да, этот столб нужно восстановить. Но нужно сделать ещё  памятную плиту, бюст П.П. Мельникову, автору проекта и строителю дамбы.
Почтовый тракт сначала не проходил по дамбе. а где то рядом.
Верстовой столб нужно установить  на вновь построенной дороге от Динабурга до Ковно, которая начиналась от предмостных укреплений. Самое подходящее место  на Зарасайском шоссе считаю перекрёсток на Илуксте. Там идёт основной поток международных перевозок грузового транспорта.
Чугунный столб  в Зарасае 11 метров в высоту был установлен в 1841 году . архитектор Павел Штейнкеллер.
На столбе была установлена доска с надписью: "По указу Николая ! была проведена дорога от Ковно до Динабурга в 1836 году."  В этом же 1841 году г. Эзёросе (Зарасай) был переименован в Ново-Александровск.
Обломок доски сохранился и находиться в Зарасайском музее.

Отредактировано Юрий (Вторник, 15 сентября, 2015г. 23:04:05)

0

50

В плане променада по реке  планируется установить  памятник Павлу Петровичу Мельникову , капитан Корпуса инженеров путей сообщения, по проекту оного сия дамба созиждена в 1833-1841 годах.

0


Вы здесь » GoroD » Даугавпилс » За связь без брака.