GoroD

Объявление

28.01.2018 расширенный слет коллекционеров. Смилшу 90, здание РТУ.

Информация о пользователе

Привет, Гость! Войдите или зарегистрируйтесь.


Вы здесь » GoroD » Православие в Даугавпилсе. » Храмы артиллеристов


Храмы артиллеристов

Сообщений 1 страница 2 из 2

1

Статья, написанная для газеты "Сейчас".

В поисках утраченных храмов

В нынешнем году даугавпилсским краеведам удалось определить бывшее местонахождение сразу трех военных храмов, построенных в Двинске в конце ХIХ – начале ХХ века.

Речь идет о временном храме артиллерийского лагерного сбора, о постоянном храме артиллеристов, освященного в 1901 году во имя святителя Николая, архиепископа Мир Ликийских, а также о часовне на артиллерийском полигоне. Впрочем, обо всем по-порядку...

Забытая часовня

До недавнего времени, единственным источником, сообщающим о существовании артиллерийского храма, была книга церковного историка С. П. Сахарова «Православные церкви в Латгалии», изданная в Риге в 1939 году. Сведения, обнародованные Сергеем Петровичем, весьма скудны: деревянный храм во имя святителя Николая стоял в лесу в 1 км от Старого Форштадта. Церковь охотно посещали местные жители. Еще сообщается, что в ней в лагерное (то есть в летнее) время регулярно совершались богослужения, во время которых пел хороший хор артиллеристов. После революции храм был брошен, а в 1922 году – перенесен на Старый форштадт, где заново построен и освящен уже как храм святых апостолов Петра и Павла.
Признаться, эта информация рождала больше вопросов, чем ответов. Например, непонятно, от какой точки Старого форштадта автор отмерял тот самый километр, о котором говорил? Сохранился ли фундамент перенесенного храма, застроено ли это место, изменился ли ландшафт? Вопросы, вопросы, которым не было конца…

Признаться, этих вопросов стало еще больше, когда удалось найти иллюстрацию из журнала «Разведчик» начала ХХ века. Под красивым, но совершенно незнакомым храмом стояла подпись: «Наружный вид артиллерийской церкви в лагере при г. Двинске». Вскоре нашлась и открытка с изображением красивой деревянной часовни, возле которой позировали двое военных в белых кителях. Надписи на открытке сообщали о том, что это часовня на артиллерийском полигоне г. Двинска. Самое же главное было то, что на заднем плане снимка виднелась колокольня уже известной нам по журналу «Разведчик» артиллерийской церкви.

Так мы узнали, во-первых, что Петропавловский храм на Старом форштадте был лишь построен из материалов разобранного храма артиллеристов (до этого считалось, что церковь была перенесена в неизменном виде). Во-вторых, стало известно, что кроме самой церкви, в нескольких десятках метров от нее стояла часовня. В-третьих, оба храма изначально стояли на краю молодого леска, который разросся к моменту написания Сахаровым своей книги.

Неизвестная церковь

Загадок добавила публикация под заголовком «Закладка нового храма» в газете «Двинский листок» от 29 июня 1900 года. В статье идет речь о торжественных мероприятиях, посвященных закладке нового храма в артиллерийском лагере. Читаем: «В 9 ½ часов утра в старой церкви началась Божественная литургия в присутствии начальника сбора генерал-майора Каханова, генералов, штаб- и обер-офицеров и нижних чинов, участвующих в сборе артиллерийских частей». И дальше: «В первом часу дня крестный ход вышел на место закладки нового храма». Получается, что у артиллеристов был не только один новый Никольский храм, но еще и «старый».

Завесу тайны над ним помог приоткрыть все тот же журнал «Разведчик», иллюстрация из которого упоминалась выше. Вот, что сообщает автор корреспонденции штаб-капитан Быстрицкий:

«В начале мая 1893 года под г. Двинском впервые были собраны, для производства практической стрельбы, части войск: 25-я, 29-я, 41-я, 1-я резервная артиллерийская бригады и 1-й мортирный артиллерийский полк. Среди тяжелых, неустанных трудов по устройству нового лагеря, родилась благая мысль освятить его постройкой храма Божьего, столь необходимого для удовлетворения нравственных и религиозных потребностей русского солдата. Командир 29-й артиллерийской бригады генерал-майор Василий Владимирович Цилиакус, ныне начальник артиллерии 6-го армейского корпуса, выхлопотал у командующего войсками округа 450 рублей и построил в течение 1 месяца небольшую церковь, приписанную к Двинскому крепостному военному собору.

(...) Прошло 7 лет. Наскоро сколоченное здание церкви, выстроенное на деревянных столбах, пришло в ветхость и грозило обрушиться. Начальник артиллерии 16-го армейского корпуса генерал-лейтенант Иван Васильевич Каханов, начальствуя собранной под Двинском артиллерией, решил снести здание церкви и вместо него воздвигнуть новый храм. Была ассигнована сумма в 3347 руб. 60 коп, доведенная впоследствии до 5000 рублей, и назначена была строительная комиссия. 18 июня 1900 года новый храм был заложен, а 8 мая 1901 года освящен.»

Новые факты, как кусочки мозаики, прикладываем друг к другу, пытаясь сложить цельную картину. Пока же бесспорно одно: в момент закладки нового Никольского храма, старый храм артиллеристов был еще действующим. И тут сразу приходить на память открытка со снимком часовни. Нам ней четко видно, что от часовни к храму ведет прямая дорога, при этом часовня занимает господствующее положение на местности по отношению к храму. Появляется предположение о том, что часовня была поставлена на месте старого, разобранного впоследствии храма артиллеристов.

Но где находились утраченные церкви? Не помогла даже карта 1913 года, на которой обозначены не только храм у артиллерийского полигона и часовня, но и соединяющая их лесная дорога. Однако точки на старой карте, при сильном приближении, дает весьма широкий круг для поиска. И это без учета исчезновения ориентиров, на которые можно было бы опереться…

Неожиданная находка

И вот, когда теоретические поиски зашли в тупик, на помощь пришли местные жители, которые указали место в лесу Нового форштадта, где некогда стояла церковь артиллеристов. Вопреки ожиданиям, вместо фундамента или его остатков, мы увидели неглубокую, но четкую канавку, обозначавшую периметр храма святителя Николая.

Настоятель храма святых апостолов Петра и Павла о. Иоанн Крецул, сориентировавшись на местности, указал, где находился алтарь, отметив, что у храма артиллеристов он был гораздо меньше, чем у храма на Старом форштадте.

Снимки артиллерийского храма подтвердили, что след от фундамента в точности повторяет пропорции храма. А это значит, что здесь стояла именно церковь артиллеристов, а не какое-нибудь другое строение. Отсутствие фундамента объясняется просто: в отличие от самого храма, сложенного из тонких брусьев толщиной в полбревна, основание храма было изготовлено из добротных обтесанных валунов. При перенесении церкви, было принято решение забрать и фундамент. Когда стройматериалы перевезли на Старый форштадт, оставленное место в лесу, вероятно, привели в порядок, обозначив его аккуратной канавкой, повторявшей периметр разобранной церкви.

По фотографии часовни удалось определить ее местонахождение на артиллерийском полигоне. Действительно, она стояла на пригорке, в зоне прямой видимости от Никольского храма. Удивительно, но это место до сих пор не заросло деревьями, хотя некогда существовавшая дорога от часовни до храма покрыта сплошным лесом. В пользу нашей догадки говорили и садовые кустики, некогда посаженные возле храма. Они и ныне ясно указывают на то, что данное место некогда активно посещалось людьми.

По благословению Епископа Даугавпилсского Александра, кусочек земли, где некогда находилась алтарная часть храма артиллеристов, была огорожена и обозначена памятным крестом. В воскресенье 22 мая, после Божественной литургии в храме свв. апп. Петра и Павла, прихожане крестным ходом пришли на бывший артиллерийский полигон. 110 лет назад здесь был освящен храм св. Николая, а теперь стоял небольшой памятный крест, который после чтения акафиста Мирликийскому святителю был освящен настоятелем Петропавловского храма протоиереем Иоанном Крецулом. Предполагается, что крестные ходы к бывшему Никольскому храму станут традиционными.

В заключение отметим, что буквально через неделю после освящения памятного креста, была похищена оградка, огораживавшая алтарную часть Никольского храма. Данный факт воровства можно прировнять к краже из церкви. Церковное же предание говорит о том, что за грехи церковного вора расплачиваются все его родные и близкие до седьмого колена.

Юрий Петровский

На фото:

1. Артиллерийская церковь

2. На карте обозначены храм и часовня артиллеристов.

3. Здесь стояла артиллерийская церковь св. Николая

4. Молебен в лесу.

увеличить

увеличить

увеличить

увеличить

Отредактировано parks (Пятница, 28 октября, 2011г. 14:34:30)

+1

2

Данная статья была написана ранее той, которая находится в предыдущем посте.

Обнаружено местонахождение артиллерийской церкви

Благодаря усилиям даугавпилсских краеведов удалось обнаружить место, где находилась церковь артиллерийских бригад, дислоцировавшихся в Двинске.

До недавнеего времени те немногие сведения, которые были известны о храме на артиллерийском полигоне, заключались в краткой справке, которую давал Сергей Петрович Сахаров в своей книге «Православные церкви в Латгалии». В частности, он сообщал о том, что данный храм, освященный в честь святого Николая, стоял в лесу, в 1 километре от Старого Форштадта. Также было известно, что «в этом храме в лагерное время регулярно совершалось богослужение и православное население Ст. Форштадта, в силу отдаленности городских церквей, любило посещать эту уютную церковь, где, кстати, всегда пел хороший хор из артиллеристов».

После революции 1917 года храм был оставлен на произвол судьбы. Как и любое бесхозное строение он подвергся разграблению: его пол и крыша были разобраны на дрова, окна — выбиты, а некоторые иконы — похищены. Больше того: как сообщает С. П. Сахаров, многие святые образы были порваны или прострелены.

Надежда на исправление ситуации появилась после создания Латвийского государства. Уже в 1921 году инициативная группа, во главе с М. Г. Кауфманом, получила разрешение военного министерства на перенесение разрушающегося храма на Старый Форштадт. Поскольку средств на проведение работ не было никаких, члены организационного комитета приходили к храму после окончания работы и, засучив рукава, аккуратно разбирали артиллерийскую церковь.

Стройматериалы перевозили в специально выстроенный для этой цели сарай. Повторное воз-ведение храма оттянулось на несколько лет. Только в 1929 году было начато строительство фундамента, а окончание постройки храма состоялось только через пять лет. Освящение новой церкви датируется 16 сентября 1934 года. Сей храм (к сегодняшнему дню заметно подросший) служит нуждам прихожан и сейчас — это форштадтский храм святых первоверховных апостолов Петра и Павла.

Вот, в принципе, и все, что мы знали об истории этой церкви. Впрочем, так говорить было бы не совсем корректно, поскольку существовала старая фотография, на которой было написано: «Часовня на Артил. полигоне». На снимке была изображена бревенчатая часовенка. Слева за ней виднелась церковная колокольня. Так стало ясно, что на артиллерийском полигоне находились сразу два храма.

Что касается самой артиллерийской церкви, то представление о ней удалось получить, только раздобыв изображение снимка, опубликованного в одном из старых журналов. На нем красовался деревянный храм, увенчанный одним большим и четырьмя маленькими куполками, расположенными с четырех сторон храма. Небольшая, увенчанная куполом колокольня, составлявшая единое целое с храмом, возвышалась над притвором. Над папертью красовалась украшенная резьбой крыша, которую поддерживали четыре столба. Вообще, наружный вид храма являл самое приятное зрелище, демонстрируя явные признаки влияния типовых проектов православных церквей. Также было видно, что данный храм служил лишь источником строительного материала при возведении форштадтского Петропавловского храма, простые формы которого говорили лишь о практичности и экономии.

Но где стоял этот артиллерийский храм? От какой точки отмерял г-н Сахаров тот самый километр, на который он потом ссылался в своей книге? Почему он говорил о том, что храм стоит в лесу, когда на фотографии ясно видно, что церковь поставлена как минимум на опушке? Это были вопросы, на которые до поры не находилось ответа. Не помогла даже старая карта 1913 года. На ней были обозначены и сама церковь, и часовня, но ее проекция на современную местность ничего не дала.

Было непонятно, что нужно искать и где? Может быть, на этом месте давно построены дома или проложена дорога? Ну, не расковыривать же асфальт в поисках той самой точки на поверхности земного шара?! Ситуация казалась совершенно безвыходной.

И тут помог случай. Житель Даугавпилса, краевед Юрий Чертов пообещал навести справки и указать место, где стояла артиллерийская церковь. Пока же, дабы не терять времени даром, он поделился газетной вырезкой, рассказывающей о закладке того самого храма на артиллерийском полигоне.

«Двинский листок» от 29 июня 1900 года сообщал следующее:

«18 июня в артиллерийском лагере под г. Двинском произошло торжество закладки но¬вой лагерной церкви во имя св. Николая чудотворца.

В 9 ½ часов утра в старой церкви началась Божественная литургия, в присутствии на-чальника сбора генерал-майора Каханова, генералов, штаб— и обер-офицеров и нижних чинов, участвующих в сборе артиллерийских частей.

Богослужение совершал настоятель Двинского крепостного военного собора о. Василий Румянцев с причтом того же собора и хором певчих от 41-й артиллерийской бригады.

По окончании литургии была отслужена панихида по убиенным при взятии порта Таку воинам.

В первом часу дня крестный ход вышел на место закладки нового храма. Протоиерей Румянцев обратился к присутствующим с прочувственным словом, приглашая их по издревле ведущемуся обычаю христиан помолиться Богу перед началом доброго дела; затем совершил положенное молебствие, освятил воду и елей и окропил водруженный на месте постройки крест и место закладки.

Ровно в час дня начальник сбора вместе с командирами бригад положил первый краеугольный камень, под который была помещена закладная доска, со следующей надписю на лицевой стороне: «1900 г. 18 июня заложен сей храм во имя св. Николая чудотворца, на средства батарей Двинского лагерного сбора артиллерии и доброхотные пожертвования, при командирах бригад: 25-й генерал-майоре Коптеве, 29-й генерал-майоре Цветкове, 41-й генерал-майоре Емельянове, 45-й генерал-майоре Бобрикове, 1-й резервной генерал-майоре Дворжицком и при начальнике лагерного сбора генерал-майоре Каханове».

На другой стороне помещены имена председателя и членов строительной комиссии: подполковника Вержболовича, капитанов Суворова II и Лихарева и поручика Михайлова. Обряд закладки закончился провозглашением многолетия и салютационной пальбой.

После богослужения войскам лагерного сбора был произведен церковный парад».

Далее в корреспонденции штабс-капитана Быстрицкого сообщаются подробности парада, праздничных мероприятий и тексты телеграмм, отосланных на имя командующего войсками округа генералу-от-инфантерии Троцкому и протопресвитеру военного и морского духовенства о. Александру Желобовскому. В обеих корреспонденциях говорилось о состоявшейся закладке нового храма.

Ситуация с артиллерийской церковью вообще интересная. Так, в найденных нами списках военных церквей, датируемых 1905 и 1914 гг., данная церковь не упоминается, хотя известно, что она была освящена 8 мая 1901 года. Не ясна и ссылка штабс-капитана Быстрицкого на «старую церковь». Не стояла ли она на месте часовни, располагавшейся вблизи Никольского храма? В пользу этой версии говорят два факта — это название полигона «Алексеевский» и постройка часовни на местоболее возвышенном, чем нововозведенный храм. Можно предположить, что церковь поставили ниже часовни, так как пригорок был занят. Чем? Возможно, Алексеевским храмом. Также не стоит исключать ситуации, что часовня была воздвигнута на месте гибели расчета артиллеристов от разорвавшегося орудия.

Однако давайте вернемся к недавним событиям, касающимся обнаружения местонахождения Никольского артиллерийского храма. Оказывается, это место было известно городскому историку и знатоку Даугавпилсской крепости Янису Кивриньшу. Он-то его нам и показал.

Место, где стоял храм, находится в лесу возле Нового Форштадта. Здесь все заросло соснами, но по периметру церкви осталась неглубокая траншея, по которой можно судить о его размерах. Настоятель форштадтского храма свв. апп. Петра и Павла протоиерей Иоанн Крецул, быстро сориентировавшись на местности, уверенно взобрался на невысокий пригорок со словами: «Вот здесь был алтарь».

Дальнейший анализ фактов позволил выяснить следующее. У артиллерийского храма был небольшой алтарь (меньше, чем у Петропавловской церкви). Фундамент был сделан из обтесанных гранитных валунов. Их разобрали и перевезли на Старый Форштадт, положив в основание храма Петра и Павла. Сам же артиллерийский храм был сложен из тонкого бруса. Часовня стояла от него северо-западнее в нескольких десятках метров. Вблизи бывших строений до сих пор растут некогда посаженные здесь садовые кустики. Каких-либо захоронений визуально обнаружить не удалось. Если они и были, то время давно изгладило их местонахождение.

Преосвященнейший Александр, Епископ Даугавпилсский, узнав о факте обнаружения места, где стояла артиллерийская церковь, сказал примерно следующее: «Православные люди верят, что у алтаря каждого храма служит ангел, который остается здесь, даже если храм разрушается. Это место намоленное, святое. Поэтому алтарную часть следовало бы обозначить крестом и огородить. Также, хотя бы раз в год, в праздник св. Николая Чудот-ворца, здесь нужно совершать молебны и панихиды по русским воинам. Всем важно осознавать, что Господь пребывает не только в прекрасных храмах, но и посреди леса, и в других местах, являя нам свою милость и благорасположение».

Юрий Петровский, "Православная жизнь", январь 2011 года, стр. 13-15.

http://uploads.ru/t/M/A/a/MAaU4.jpg
Часовня на артиллерийском полигоне. Справа от нее видна Никольская церковь.

http://uploads.ru/t/E/r/u/Eruv3.jpg
О. Иоанн Крецул: «Алтарь храма был здесь!..»

Отредактировано parks (Пятница, 28 октября, 2011г. 14:59:06)

0

Похожие темы


Вы здесь » GoroD » Православие в Даугавпилсе. » Храмы артиллеристов