GoroD

Объявление

БОЛЬШОЙ ОСЕННИЙ СЛЕТ 2018. Даугавпилсское отделение Латвийского общества Филателистов, приглашает всех любителей филателии, бонистики, нумизматики и смежных направлений на большой осенний слет, который пройдет 28 октября, в воскресенье, в помещении филиала РТУ (Smilšu iela 90). Начало в 9:00 а закончим в 12:00. Вход посетителям свободный! Приглашаем всех интересующихся. контакты: - e-mail: lfsd@inbox.lv

Информация о пользователе

Привет, Гость! Войдите или зарегистрируйтесь.


Вы здесь » GoroD » Православие в Даугавпилсе. » Храм святителя Николая на Гриве


Храм святителя Николая на Гриве

Сообщений 1 страница 3 из 3

1

Найдена могила защитника Гривского храма

При содействии жителя Даугавпилса Леонида Александровича Лутинского (двоюродного брата знаменитых церковнослужителей – архимандрита Кирилла (Начиса), протоиерея Иакова Ничиса и священника Александра Начиса) на Гривском православном кладбище была обнаружена могила Иосифа Ломаша, погибшего в 1904 году при защите храма на Гриве.

Как рассказал Леонид Александрович, Иосиф Иванов Ломаш выполнял в храме обязанности пономаря. Вероятно, он же был и сторожем храма, так как вовремя оказался у стен церкви, не позволив ворам проникнуть во внутрь. Чтобы избавиться от свидетеля, они зарубили Иосифа топором и скрылись. Ему на тот момент было всего 20 лет. До сего дня сохранился монумент намогильного памятника, на котором выбита надпись: «Вечная память и теплая молитва будет о тебе безвременно погибший мученик!»

Настоятель храма во имя святителя Николая чудотворца на Гриве иерей Владимир Осипов совершил на могиле И. Ломаша первую за многие годы панихиду. Поскольку у памятника утрачен крест, было принято решение о его восстановлении. Также нужно благоустроить место захоронения, установив надгробье и ограду.

Панихида была совершена и на могиле Владимира и Петра Начисов. Как известно, трое из четырех сыновей В. Начиса стали священнослужителями, а младший – Петр – выбрал профессию отца, работая плотником.

– Нашей задачей является не только благоустройство места захоронения Иосифа Ломаша, но и восстановление намогильного памятника Владимира Начиса, – сказал Иерей Владимир Осипов. – Один защищал храм от воров, другой – принимал самое деятельное участие в перенесении нынешнего гривского храма с берега озера Шуню на Гриву. Мы благодарны этим людям. И меньшее, что мы можем сделать для их памяти – восстановить места захоронения и регулярно поминать в своих молитвах р.Б. Иосифа и Владимира.

Юрий Петровский

Фото 1: Могила Иосифа Ламаша
Фото 2: Могилы Владимира и Петра Начисов.
Фото 3: Намогильный памятник Владимира Начиса.

увеличить

увеличить

увеличить

Отредактировано parks (Вторник, 13 сентября, 2011г. 12:05:03)

+1

2

Урок святого Иоанна

Совсем недавно, 12 октября, вся полнота Латвийской Православной Церкви отмечала 75-летие со дня мученической кончины святого Иоанна Рижского.

Торжественные службы, посвященные единственному латвийскому святому, прошли в кафедральном Христорождественском соборе г. Рига, а также во многих храмах Латвии. Почтили память св. свщмчн. и в Латгалии.

Особенно он дорог Даугавпилсу. Сюда, во второй по величине населенный пункт нашей славной родины Архиепископ Иоанн (Поммер) приезжал неоднократно. Здесь он совершал торжественные богослужения, встречался с прихожанами, поддерживал их добрым словом и архипастырским благословением.

Если же говорить о конкретных фактах, то их сохранилось не так уж и много. Но все воспоминания очевидцев тех далеких событий указывают на духовную составляющую всей жизни свяженномученника.

Так, во время приезда Владыки в 1922 году в поселок Тартак ему навстречу вышла масса народа, среди которой были не только православные, но и представители других конфессий. Его путь усыпали цветочными лепестками, а у дверей храма поднесли каравай черного хлеба с солью. После службы Архиепископ Иоанн неустанно благословлял всех подходивших к нему, а в благодарность за гостеприимство и заботу подарил женщинам, готовившим трапезу, по отлично изданному Евангелию.

Об одном из посещений Архиепископом Иоанном Восточной Латвии напоминает фотоснимок, сделанный в сентябре 1929 года в г. Даугавпилс. Владыка Иоанн приезжал на Усекновение главы пророка, предтечи и Крестителя Господня Иоанна. Он служил в городском Александро-Невском соборе и Свято-Никольском храме на Гриве.

Жители Гривы, не желая ударить в грязь лицом, приготовили трапезу из множества блюд, которые должен был подавать работник ресторана. Когда официант подошел к Владыке, тот попросил принести ему только чай и французскую булку.

Один лишь этот незначительный факт говорит о непритязательности тогдашнего главы Латвийской Православной Церкви, а также указывает на преподанный им урок — меньше внимания уделять материальным благам, оставляя больше времени и сил для духовной работы.

"Православная жизнь", ноябрь 2009 года, стр. 20

увеличить

+1

3

Летний госпитальный храм: версии и предположения

Нынешняя гривская церковь святителя Николая, Архиепископа Мир Ликийских, чудотворца, ранее стояла на берегу озера Шуню. Проведенные недавно исследования позволяют с высокой долей вероятности говорить о том, что бывшее местонахождение храма располагается в старом парке на ул. Цесу.

По сообщению церковного историка Сергея Петровича Сахарова, первый гривский храм, постройки 1882 года, был уничтожен огнем польской артиллерии в 1919 году. Церковь сгорела со всей утварью. В свою очередь, архимандрит Кирилл (Леонид Начис), уроженец г. Грива, вспоминал, что «в году в 20-м или 22-м, во время польской оккупации сожгли церковь, дом сторожа, убили псаломщика». Таким образом, уничтожение храма могло произойти тремя годами позже изначально указанной даты и при более трагических обстоятельствах.

Дабы не оставлять прихожан без окормления, священники гривского прихода стали совершать богослужения в жилых домах, приспосабливая для этой цели отдельные комнаты. Естественно, такая ситуация не могла продолжаться вечно, и потому, когда в приход назначили отца Савву Трубицына, он стал предпринимать самые активные действия для организации постройки новой церкви на Гриве. Благо, и ситуация этому благоприятствовала.

Дело в том, что военное ведомство новообразованной Латвийской республики в 20-х годах избавлялось от военных православных храмов, доставшихся ему в наследство от царской армии. В короткий промежуток времени гражданским православным общинам были переданы Гарнизонный собор (ныне кафедральный Борисоглебский), артиллерийская церковь (использована для строительства Петропавловского храма на Старом Форштадте) и летняя госпитальная, стоявшая на берегу оз. Шуню. Вот ее-то и перенесли на Гриву и поставили именно на том месте, где ранее находился первый деревянный храм гривского православного прихода.

Протоиерей Г. А. Цитович оставил описание летней госпитальной церкви, стоявшей некогда на березу озера Шуню в сосновом лесу среди госпитальных бараков в 1,5 верстах от Двинской крепости. Вот, что он пишет: «Летняя церковь — деревянная, очень красивая. Над церковью, в западной стороне, устроена довольно высокая колокольня с небольшим куполом и крестом; такой же купол с крестом возвышается и над алтарною частью. Вмещает 150 человек».

Заместитель директора института истории искусств Латвийской Академии художеств Рута Каминска и специалист отдела архитектуры и искусства Государственной Инспекции по охране памятников культуры Анита Бистере в книге «Наследие сакральной архитектуры и искусства Даугавпилсского района» утверждают, что новая Гривская церковь была построена по проекту синодального архитектора Владимира Шервинского.

Однако нынешний вид Гривского храма ясно указывает на то, что он, при своих небольших размерах, некогда обладал сразу пятью входами (ныне четыре из них не используются, но со стороны боковых фасадов сохранились навесы на столбах, некогда эти входы украшавшие). Такая архитектура очень удобна в летнее время, когда совершается служба для большого количества молящихся, которые не могут поместиться в храме. Однако это неразумно для маленькой приходской церкви.

Таким образом, можно говорить о том, что был осуществлен именно перенос храма, с сохранением его внешнего вида. Что касается В. Шервинского, то он стал выполнять работы для Православной Церкви Латвии с 1924 года. Именно в этом году (11 сентября) и состоялось освящение Гривского храма свт. Николая, чудотворца. Если В. Шервинский действительно принимал участие в возведении данного храма, то только как специалист по монтажу разобранной церкви.

На том месте, где предположительно стояла летняя госпитальная церковь, обнаружены два сохранившихся крылечка, которые (при допустимых погрешностях при обмере храма) вполне подходят к двум неиспользуемым боковым входам нынешнего гривского храма. Есть в них и места крепления для подпорных балок, которые мы можем наблюдать у гривского храма.

Впрочем, двумя вросшими в землю крылечками дело не ограничивается. Даже беглого осмотра близлежащей территории достаточно для того, чтобы составить себе примерное представление о летней госпитальной церкви.

Храм стоял на пригорке, который понижается в сторону озера. Алтарной частью он смотрел на водную гладь. По периметру территории церкви были посажены лиственные деревья, большинство из которых сохранилось и поныне. За деревьями находилась ограда на бетонных столбах (один частично вросший в дерево столб стоит и поныне). Для декора бетонных поверхностей использовалась белая керамическая плитка.

Через вторую (восточную) пару боковых входов можно было войти прямо в алтарь. Нынешний иконостас гривской Свято-Никольской церкви, перенесенный из упраздненного домового храма Двинского Реального училища, перекрывает эти входы. Получается, что иконостас госпитального храма располагался западнее — где-то на уровне нынешнего амвона.

Не стоит исключать и такую версию. В книге «Храмы армии и флота» о. Г. А. Цитович пишет, что церковь Двинского военно-местного лазарета в честь иконы Божией Матери «Всех скорбящих Радости» была летней и зимней. Поэтому возможно, что у летнего храма вообще не было своего престола, а равно и постоянного иконостаса. Для совершения литургий могли использоваться переносные престол, жертвенник и иконостас, которые уносились после службы. Таким образом, церковь могла большую часть времени эксплуатироваться как часовня (отсутствие алтарной апсиды — лишнее тому доказательство).

Юрий Петровский, «Православная жизнь», август 2011 года, стр. 12-13.

http://uploads.ru/t/o/S/9/oS9ht.jpg

http://uploads.ru/t/M/A/r/MAr3y.jpg

Отредактировано parks (Понедельник, 16 января, 2012г. 13:10:12)

+1

Похожие темы

Священнослужители Православие в Даугавпилсе. Четверг, 4 октября, 2012г.
Статьи о Даугавпилсе. Даугавпилс Воскресенье, 4 октября, 2015г.

Вы здесь » GoroD » Православие в Даугавпилсе. » Храм святителя Николая на Гриве