GoroD

Объявление

1 июля 2018 года, в помещении РТУ, Смилшу 90, с 9.00 до 12.00, состоится расширенный слёт коллекционеров. Приглашаются коллекционеры и все желающие. Вход свободный.

Информация о пользователе

Привет, Гость! Войдите или зарегистрируйтесь.


Вы здесь » GoroD » Православие в Даугавпилсе. » Архипастыри


Архипастыри

Сообщений 1 страница 7 из 7

1

Статья 2007 года.

Три святых пастыря

В 1937 году в Даугавпилсе была издана тоненькая 68-страничная брошюрка церковного историка Сергея Петровича Сахарова. Книжка "Рижские православные архипастыри за сто лет (1836-1936)" представлялa из себя публикацию популярно-исторического доклада церковного историка Сахарова, который он читал в 1935 году в краславской церкви, и в 1936 году — в даугавпилсской церкви Успения Пресвятой Богородицы.

Готовя краткие описания жизни и деятельности архипастырей, Сергей Петрович вряд ли мог даже предположить, что пройдет совсем немного времени, и трое из пятнадцати латвийских епископов будут причислены к лику святых. Да и сам он будет занесен в список исповедников православной веры.

Священноисповедник Агафангел, митрополит Ярославский

Митрополит Агафангел (в миру Александр Лаврентьевич Преображенский) родился в 1854 году в семье сельского священника Тульской губернии. В октябре 1897 он был переведен на кафедру епископов Рижских и Митавских, которую и занимал на протяжении 13 лет. Будучи русским патриотом, Агафангел тем не менее был противником каких-либо ограничений по языковым, национальным и культурным признакам. За это его недолюбливали властные круги. Но Агафангел мало внимания обращал на мнение светской власти. Практически не выступая в печати лично, он в то же время способствовал изданию на русском, латышском и эстонском языках православных журналов. Стараниями Агафангела были обновлены и построены многие храмы, в том числе таллиннский кафедральный собор святого князя Александра Невского.

Немалую роль в народной популярности епископ Агафангел снискал и своей приверженностью к прогрессу. Он ввел в обиход архиерейского дома телефон, провел электрическое освещение в кафедральный собор и даже совершил первую пробную поездку на только что открытом рижском трамвае.

Во время революции 1905 года стараниями архиепископа Агафангела был организован комитет "По оказанию помощи православным семьям, пострадавшим от беспорядков в Прибалтийском крае". Под прикрытием этой организации от смерти было спасено множество невинных людей, в том числе лютеране и католики. Примечательно, что благодаря содействию комитета вместе с другими спасся и известный латышский революционер Петр Стучка.

Перевод епископа Агафангела в 1910 году на литовскую кафедру показал всю симпатию народа к своему пастырю. Никогда еще Рига не видела столь масштабных проводов православного архиерея.

После революции 1917 года и начала гонений на православную церковь митрополит Агафангел стал вторым из пяти кандидатов на патриарший престол, которые должны были в порядке старшинства блюсти каноническую преемственность Первосвятительского служения в случае болезни или смерти Архипастыря.

В 1922 году Патриарх Тихон распорядился временно (до созыва Собора) поставить во главе православной церкви митрополита Агафангела, служившего в то время на ярославской кафедре. В то же время Агафангелу было предложено возглавить обновленческую церковь. От второго предложения он отказался и призвал епархии к самостоятельному управлению до восстановления высшей церковной власти.

Обозленное советское правительство привлекло митрополита к ответственности за антисоветскую деятельность и выслало его в Нарымский край. По возвращении в Ярославль из ссылки, Агафангел предпринял неудачную попытку возглавить церковное управление. После длительной болезни, измученный астмой, сердечными приступами и душевными переживаниями, 16 октября 1928 года владыка Агафангел отошел ко Господу.

В 1998 году были обретены мощи священноисповедника Агафангела (Преображенского), митрополита Ярославского и Ростовского, а в 2000 году архиерейским собором Русской православной церкви он был причислен к лику святых.

Священномученик Платон, епископ Ревельский

Епископ Платон (в миру Павел Петрович Кульбуш) родился в 1869 году в Лифляндской губернии. Его отец был псаломщиком. В возрасте 11 лет Павел поступил в Рижское духовное училище, а затем — в Рижскую духовную семинарию. Как лучший студент выпуска, Кульбуш был направлен на учебу в С.-Петербургскую духовную академию. В столице Павел Петрович добился создания, а затем и стал во главе петербургского эстонского православного прихода.

8 августа 1917 года в Тарту (Юрьеве) состоялось собрание Рижской епархии, на котором было принято решение об образовании Ревельского (Таллиннского) викариатства, в состав которого вошли бы все эстонские приходы. Утверждая на должность юрьевского епископа П. Кульбуша, лично знавший его святитель Тихон сказал: "Никому не удастся в наше темное время правителей-безбожников заставить его отступить от веры". Слова эти оказались пророческими.

После хиротонии Павла Кульбуша во епископа Ревельского с именем Платон во монашестве Патриарх Тихон поручил ему управление и всей Рижской епархией.

Немецкие оккупационные войска пренебрежительно относились к православию и всячески препятствовали епископу Платону восстанавливать приходскую жизнь. Многие храмы были отобраны, например, рижский кафедральный собор был превращен в кирху.
Несмотря на противодействие властей, еп. Платон — где пешком, где на лошадях — посетил большую часть своих приходов в Эстонии и Латвии. В мае 1918 года он прибыл в Ригу, где в течение 11 дней совершал проникновенные богослужения.

В ноябре того же года он намеревался вновь приехать в Ригу, но заболел гриппом, который перешел в тяжелое крупозное воспаление легких. 22 декабря Тарту перешел в руки большевиков, арестовавших 2 января 1919 года свыше 500 человек, среди которых оказался и епископ Платон.

Узников содержали в помещении Кредитного банка, превращенного в тюрьму. Епископ Платон подвергался особым издевательствам: больного, с высокой температурой, его водили по заснеженным улицам города, заставляя таскать на себе 5-пудовый мешок.
В ночь на 15 января 1919 года, отступая под натиском белых войск, красные эстонские комиссары наскоро отобрали 20 заключенных, отвели их в подвал и зверски убили. Среди них был и епископ Платон. Его тело носило на себе следы 7 штыковых и 4 огнестрельных ран. Причем одна из разрывных пуль попала в правый глаз, а затылок был разбит прикладом винтовки.

В августе 2000 года на юбилейном Архиерейском Соборе русской Православной Церкви епископ Платон был причислен к лику российских новомучеников.

Священномученик Иоанн, архиепископ Рижский

Иоанн (Янис Поммер) родился в 1876 году в Лифляндской губернии в православной латышской семье. Он блестяще окончил Рижскую духовную семинарию, а после нее — Киевскую духовную академию.

В 1911 году его рукоположили во епископы и назначили на должность викарного епископа Минской епархии. По кончине Минского епископа Михаила клирики и миряне единогласно просили высшую церковную власть назначить Иоанна Поммера преемником почившему иерарху. Однако назначение не состоялось: еп. Иоанн в то время был самым молодым епископом в России, а Минская кафедра считалась одной из старейших на Руси.
После революции, в 1918 году, владыка Иоанн был переведен на пост епископа Пензенского и Саранского. Здесь в течение двух лет на него было организовано несколько покушений. На Пасху 1918 года вооруженные пистолетами чекисты намеревались застрелить владыку прямо в его келье, однако он был лишь легко ранен. Осенью того же года его арестовывали, однако невиновность епископа Иоанна была очевидна. Тогда большевики решили его припугнуть, занеся в "расстрельные" списки. Заключенных выводили во двор тюрьмы и убивали. Имя архиепископа Иоанна стояло в списке последним. Когда он остался один, то пришедшие за ним большевики объявили, что он свободен.

23 августа 1920 года Собором Латвийской Православной Церкви архиепископ Иоанн был избран на Рижскую кафедру. 24 июля 1921 года он прибыл в Ригу. Стали восстанавливаться храмы, приходы, верующие возвращались под омофор Православной церкви. К 1925 году Церковь почувствовала себя настолько сплоченной, что на ближайших выборах в Сейм депутатские мандаты были вручены некоторым ее представителям во главе с самим архиепископом Иоанном.

Тогда многие упрекали его в том, что он смешивает политическую и церковную жизнь. Но все дальнейшие события подтвердили правильность выбранной тактики. Вопреки нападкам на православие ряда сеймовских групп, удалось провести закон о положении Латвийской Православной Церкви в государстве. Это позволило вернуть многие храмы, незаконно перенятые другими конфессиями, и получить государственное субсидирование на нужды Церкви, сообразно ее положению в обществе.

Деятельность архиепископа Иоанна вызывала ярое недовольство коммунистов и местных латышских националистов. Зная о готовящихся покушениях, владыка Иоанн переехал на архиерейскую дачу возле Киш-Озера, где жил один.

12 октября 1934 года владыку зверски убили. Его привязали проволокой к верстаку, пытали паяльной лампой, стреляли из пистолета. Потом злодеи подожгли дачу, в которой находился еще живой мученик.

Канонизация священномученика Иоанна, архиепископа Рижского, состоялась в 2001 году. Его мощи покоятся в рижском кафедральном Христо-Рождественском соборе. В настояший момент архиепископ Иоанн — единственный канонизированный латыш, признанный православным святым.

Юрий ПЕТРОВСКИЙ

увеличить

+2

2

Статья 2010 года.

Первый в истории православный латыш – епископ

До сих пор в Латвии бытует мнение о том, что между понятиями русский и православный можно ставить знак равенства. С другой стороны, если человек по национальности латыш, то он, непременно, принадлежит к католической или протестантской конфессии. Бесспорно, тот, кто утверждает подобное просто не знает истории.

Наиболее массовое движение латышей в православие наблюдалось, начиная с середины ХIХ века. Количество присоединившихся исчислялось десятками тысяч. Результатом этого процесса вполне логично явилось то, что уже к концу столетия правящим епископом Полоцко-Витебской епархии был назначен Преосвященннейший Александр (Заккис), латыш по национальности. (Недавно отмечалось 170-летие со дня его рождения.)

Георгий Заккис (мирское имя владыки) родился в 1834 году в семье бедного видземского крестьянина. В 25-летнем возрасте он окончил Рижскую духовную семинарию, затем – Киевскую духовную академию. Заккис был преподавателем и инспектором Рижской семинарии, затем ректором духовной семинарии в Могилеве. Владыка занимал должность епископа Острожского, викария Волынской епархии. Его труды способствовали присоединению к православию нескольких тысяч чехов. После назначения на должность епископа Архангельского и Холмогорского, владыка, не вынеся северного климата, серьезно заболел, после чего был уволен на покой в Московский Симоновский монастырь. Однако, по истечению 6 месяцев, 3 сентября 1893 года, Александр (Заккис) вернулся к служению, но уже в качестве епископа Полоцкого и Витебского.

На момент прибытия владыки по месту службы, в Полоцкой епархии проживало 232 тысячи латышей, среди них 50 тысяч уже были православными. Владыку не устроило такое положение дел, поэтому большое внимание он стал уделять миссионерской деятельности среди своих соотечественников. Уже в 1894 году в Полоцкой епархии была утверждена особая должность латышского миссионера. Первым таким миссионером был назначен священник Николай Пестмаль, а после него – о. Петр Лепинь. В задачу миссионеров входило проведение служб на латышском языке, выполнение треб, а также беседы о православии.

В своем рапорте на имя Его Преосвященства, о. Николай Пестмаль, отчитываясь о своей деятельности в октябре-ноябре 1894 года, в частности пишет: «Всюду же, где православных латышей значительное число, ими заведены или заводятся школы, и при том церковно-приходские, что служит верным доказательством того, что латыши привержены к своей православной вере...Везде устраиваются церковные хоры, крестьяне изъявляют желание читать в церкви...» Описывая же совершенные богослужения, о. Николай указывает на многочисленное количество прихожан, наполнявших храмы. В заключение он указывает, что очень важно совершать службы на латышском языке там, где основная масса православных не владеет русским языком.

Епископ Александр пристально сделил за тем, чтобы в латышские приходы назначались священники, в обязательном порядке владеющие латышским языком. При этом, предпочтение отдавалась природным латышам. Для подготовки национальных кадров, были утверждены специальные стипендии для латышских юношей, обучающихся в Витебской духовной семинарии. Следует добавить, что не только в Полоцкой, но и в Рижской епархии, священники, владеющие местными языками, получали повышенное жалование.

Тем не менее, среди латышских выпускников Витебской семинарии были не только известные священнослужители, такие, как настоятель даугавпилсского Свято-Борисо-Глебского собора о. Иоанн Крампе, но и вполне светские деятели. Отметим среди них поэта Виктора Эглитиса и юрист-консульта Рижской городской управы И. Кюзса.

В деле просвящения латышского населения большую роль играла и печатная литература религиозно-нравственного содержания, которой, по распоряжению епископа Александра, издавалось ежегодно на сумму не менее 500 рублей. Среди других важных начинаний Александра (Заккиса) стало создание в архиерейском доме церковно-археологического древлехранилища (т.е. музея), а также строительство ряда замечательных храмов. Выделим среди них построенный в византийском стиле прекрасный Кресто-Воздвиженский собор в полоцком Спасо-Евфросиниевском монастыре, а также знакомую нам Никольскую церковь на даугавпилсском православном кладбище.

В июне 1895 года, Преосвященнейший Александр, совершая поездку по Полоцко-Витебской епархии, не обошел он своим вниманием и Двинск.

Уже в Краславе – на границе Двинского уезда, владыку встретили: настоятель двинского Александро-Невского собора протоиерей Петр Беллавин и помощник исправника Двинского уезда г-н Чернявский. По прибытии в Двинск в половину первого ночи, в зале 1-го класса ему представились: начальники городских учреждений, военные чины, городской голова и другие официальные лица.

Утром владыка совершил службу в Александро-Невском соборе, посетил собор в крепости, проэкзаменовал православных воспитанников реального училища, а также нанес несколько частных визитов. Вечером того же дня владыка уехал в Резекне.

Интересно отметить, что при поездке по епархии, епископ Александр посетил множества городов и деревень, однако везде его торжественно встречали не только православные, но и представители других конфессий. Например, в деревне Соколовке, хлеб-соль ему приподнес старшина 1-й Тискадской волости – католик по вероисповеданию, а в Граверах – старообрядческий наставник Гаврила Антипов.

Не только храмы и церковные ограды, но и селения целиком, украшались зеленью и цветами. По традиции того времени, в них устраивались торжественные арки, скворь которые проезжал епископ. Богослужения в храмах проходили на латышском и церквовно-славянском языках. Кроме православных, их активно посещали католики и старообрядцы. Поучения на латышском языке говорил священник о. Петр Лепинь. Повсеместно прихожанам вручались на память крестики и брошюрки.

По возвращению в Двинск, владыка посетил тюремную церковь, расположенную в здании Двинского тюремного замка (ныне она действует как межконфессиональная моленная комната), железную церковь (сейчас она располагается в Ерсике) и двинскую единоверческую церковь (с 1914 года – это православная церковь Успения Пресвятой Богородицы). После обеда епископ выехал для осмотра кладбищенской Никольской церкви (в то время она располагалась в 4-х верстах от города). Анонимный автор, сообщавший об этой поездке в «Полоцких Епархиальных ведомостях», особо отмечает красоту и добротность здания, а также дорогую утварь: «Один, например, комплект облачений стоит 1500 рублей».

Неизвестно, приезжал ли епископ Александр (Заккис) в наш город второй раз. Но можно точно сказать – это был настоящий пастырь, который мог одним словом, даже незначительным намеком преобразить человека в духовном плане. А об авторитете владыки говорит его невероятная популярность среди огромных масс населения, относящихся не только к разным народностям, но и религиозным конфессиям.

Юрий Петровский

увеличить

Отредактировано parks (Суббота, 10 сентября, 2011г. 13:26:55)

+2

3

«Архиерейская улица»

В Даугавпилсе есть улица, на которой в разное время жили три человека, ставшие впоследствии Архипастырями

Это улица Вентспилс, ранее носившая название Виндавской. Именно на ней жили будущие Митрополиты: Августин (Петерсон) и Александр (Кудряшов), а также Епископ Иоанн (Легкий).

Августин (Петерсон)

Священномученник Иоанн Рижский назначил протоиерея Августина Петерсона настояелем даугавпилсского Свято- Борисо-Глебского собора с начала 1922 года. В должности настоятеля храма и благочинного он служил до 1 сентября 1925 года. За это время о. А. Петерсоном были организованы русский и латышский приходы, а также произведен первый ремонт храма, длившийся с 1922 по 1923 год.

Из Свято-Борисо-Глебского собора протоиерей Августин Петерсон перешел на службу в крепостной собор, где и выполнял обязанности гарнизонного священника вплоть до избрания главой Латвийской Православной Церкви. Интронизация о. Августина в Митрополиты состоялась 29 марта 1936 года. Таким образом, Высокопреосвященнейший Августин (Петерсон) стал первым Митрополитом в истории Латвийской Православной Церкви.

Есть сведения, что на ул. Вентспилс он жил в церковном доме, принадлежавшем Борисо-Глебскому собору. До нашего времени это здание не сохранилось.

Иоанн (Легкий)

Иоанн Легкий родился в большой, многодетной семье священника Саввы Легкого. В то время Легкие снимали квартиру в трех- или четырехквартирном доме на Виндавской улице. Семья жила небогато, но очень дружно. Поэтому рождению очередного мальчика все были только рады. Произошло это знаменательное событие 29 апреля 1907 года. Вероятно, Легкие жили здесь до октября 1923 года, когда о. Савву назначили настоятелем Салиенской церкви.

Иоанн Саввич до 1926 года оставался в городе, заканчивая учебу в Двинской правительтвенной русской гимназии, после чего уехал в Ригу для получения профессии учителя. На свою малую родину будущий Владыка вернулся в 1934 году уже священником. Во время войны о. Иоанн входил в состав Псковской миссии, занимая должность помощника начальника миссии. С наступлением советских войск, вместе с другими священниками он был насильственно вывезен немцами в Германию. В 1945 году о. Иоанн вошел в состав Русской Православной Церкви Заграни¬цей. В США о. И. Легкий служил в различных православных приходах, снискав себе любовь и уважение прихожан. Лишившись горячо любимой супруги, о. Иоанн задумался о монашеском постриге. Ангельский образ он принял в возрасте 83 лет.

В 1990 году о. Иоанн Саввич был хиротонисан в епископа Буэнос-Айресского и Аргентино-Парагвайского. В Южной Америке он прослужил несколько лет, после чего вернулся в США в качестве епископа Рокландского.

Таким образом, из 87 лет, 63 года Владыка Иоанн прослужил клириком Православной Церкви. Детство, отрочество и юность он провел в Даугавпилсе. Дом на ул. Вентспилс, где он родился и долго жил, был уничтожен во время войны бомбежками. Уже в послевоенное время, когда городской исполком давал участки населению под индивидуальную застройку, место, где стоял «дом Легких», досталось Нине Александрове Корницкой (ныне покойной, а в прошлом — активной прихожанке Борисо-Глебского собора). На тот момент от старого дома не осталось даже фундамента — на пустыре рос только густой бурьян.

Александр (Кудряшов)

Нынешний предстоятель Латвийской Православной Церкви, Высокопреосвящен¬нейший Митрополит Рижский и всея Латвии Александр (Кудряшов) также некоторое время постоянно проживал на ул. Вентспилс. Этот период жизни Высокопреосвященнейшего Владыки связан с его молодыми годами, а точнее — со временем учебы в Даугавпилсском педагогическом институте на историко-филологическом факультете.

Получив специальность, молодой учитель через некоторое время был вынужден уехать из нашего города. Однако, как это ни парадоксально, сей отъезд лишь укрепил его связь с Дауавпилсом.

Уже в 1989 году, архимандрит Александр (Кудряшов) был хиротонисан во Епископа Даугавпилсского, викария Рижской епархии. Благодаря этому даугавпилсскому собору свв. кнн. стрст. Бориса и Глеба был возвращен статус кафедрального. Среди множества трудов Его Высокопреосвященства по налаживанию церковной и приходской жизни отметим один для нашего издания немаловажный: именно Владыка Александр, будучи Епископом, стоял у истоков создания газеты, которую вы нынче держите в руках.

После кончины в 1990 году Высокопреосвященнейшего митрополита Рижского и Латийского Леонида (Полякова), во главе Рижской епархии, а затем Латвийской Православной Церкви встал Епископ Александр. Труды Его Высокопреосвященства по сохранению Латвийской Православной Церкви в лоне Матери-Церкви, ее официальному признанию в независимом латвийском государстве, возвращению церковной собственности, духовному возрождению народа, налаживанию монашеской жизни и многие другие дела и заботы общеизвестны. Они не нуждаются в подробном напоминании.

Однако только благодаря ныне правящему Архипастырю Латвийской Православной Церкви, улица Вентспилс получила полное право называться «Архиерейской». Митрополит Александр не оставляет своим милостивым вниманием ни наш город, ни Борисо-Глебский собор, ни его паству. Во время визитов в Даугавпилс Владыка всегда останавливается в старом отчем домике, освящая и благословляя город своим присутствием.

Юрий Петровский, "Православная жизнь", октябрь 2009 г., стр. 12-13
Фото:

1 - Митрополит Августин (Петерсон)

2 - Епископ Иоанн (Легкий)

3 - Митрополит Александр (Кудряшов)

4 - Современный вид ул. Вентспилс

увеличить

увеличить

увеличить

увеличить

Отредактировано parks (Четверг, 15 сентября, 2011г. 10:17:49)

+1

4

Священномученник Онисим, епископ Тульский

Преосвященнейший Онисим (в миру — Михаил Владимирович Пылаев) окончил Новгородскую Духовную семинарию в 1896 году. Священнический сан принял в 1902 (по другим сведениям — в 1903 году). Несколько лет, прошедшие между окончанием духовной школы и рукоположением, Михаил Пылаев выполнял обязанности псаломщика в крепостных соборах Новогеоргиевска, Двинска и Карска. В Латвии Михаил Пылаев провел около года. Каких-либо сведений об этом периоде его жизни отыскать не удалось. Тем не менее, священномученник Онисим достоин не только нашей памяти, но и сугубого почитания, так как к этому располагает вся его многотрудная жизнь.

До 1918 года о. Михаил Пылаев служил военным священником, в том числе был дивизионным благочинным. Следующие два года он занимал должность казначея 11-й дивизии Красной Армии, после чего по 1925 год являлся настоятелем храма в Нижним Новгороде. В это время о. Михаил овдовел. Личное несчастье открыло ему путь к монашеству. В результате, 13 марта 1926 года о. Михаил стал иеромонахом Онисимом, а еще через два дня был рукоположен в епископский сан. Одним из рукополагавших его архиереев был и митрополит Нижегородский Сергий (Страгородский) — впоследствии Патриарх Московский и всея Руси.

В должности епископа Краснобакинского, викария Нижегородской епархии, владыка Онисим пробыл всего месяц, после чего был назначен епископом Воткинским, Сарапульской епархии. В Удмуртии он и был арестован в конце января 1928 года. Следствие длилось 5 месяцев, после чего Преосвященный Онисим был осужден на 3 года лагерей за «контрреволюционную агитацию». Отбывать срок пришлось в Соловецком лагере особого назначения.

О жизни на Соловках владыка Онисим рассказал через пару лет после освобождения. Не смотря на то, что подробности были сообщены в кругу близких людей, они все-таки фигурировали в качестве показаний одного из свидетелей по делу епископа Онисима в 1936 году. По словам владыки, в Соловецком лагере «вместе с ним отбывали наказание до 16 архиереев, множество монахов, священников и верующих арестованных, высланных невинно. Там заставляли заключенных выполнять трудные работы. В частности, ему было поручено зажигать маяк, и он в бурю ездил туда, лежа в лодке, и по приезде от холода не мог зажечь фонарь. Говорил, что там, в Соловках, у них имелась Православная церковь, в которой совершались богослужения, и в праздничные дни особенно торжественно, особенно в Пасху. При богослужении участвовали 16 архиереев.

Будучи управляющим Тульской епархии, епископ Онисим как мог поддерживал оставшихся без места бывшего епископа Тульского Бориса (Шипулина) и бывшего епископа Белевского Игнатия (Садковского), с которыми он познакомился во время заключения в лагере. Все трое совершали богослужения в оставшемся незакрытым тульском Ильинском храме, а также на квартирах благочестивых прихожан. До самых последних дней (все они погибли в годы репрессий), эти трое епископов оставались последовательными защитниками истинного Православия и противниками обновленчества.

Помощь со стороны епископа Онисима оказывалась и многим другим высланными и попавшим в трудные условия служителям Церкви. Кого-то он назначал на вакантные места, кому-то оказывалсь материальную помощь. Не взирая на опасность со стороны врагов Церкви, владыка Онисим совершал монашеские постриги. Свое служение в качестве епископа Тульского Преосвященнейший Онисим совершал в течение двух лет. Маленькая Ильинская церковь, обращенная в соборный храм, давно не вмещала всех молящихся. Популярность епископа была невероятно высока. Многие связывали с его имененм духовное возрождение в крае и перемену жизни к лучшему.

Конечно, безбожные власти не могли допустить присутствия у себя под боком столь авторитетной фигуры. Неудивительно, что 18 декабря 1935 года владыка был арестован. Вместе с ним были схвачены 26 человек. Обвинение было стандартным: контрреволюционный заговор.

Владыка Онисим, а с ним еще 12 человек получили пятилетние сроки заключения. В январе 1937 года последовало новое обвинение — на этот раз в «котрреволюционной агитации и попытке создания контреволюционной группировки из ссыльного духовенства». Заседание тройки от 27 февраля 1937 года постановило применить к епископу Онисиму (Пылаеву) высшую меру наказания — растрел. В тот же день приговор был приведен в исполнение.

Канонизация епископа Онисима в лике священномученников осуществлена на Архиерейском Соборе Русской Православной Церкви, прошедшем в августе 2000 года. Дни памяти — 7 и 27 февраля.

http://uploads.ru/t/D/J/Z/DJZQl.jpg

0

5

Священномученик Тихон посещал Двинск

В этом году празднование Соборов Новгородских и Белорусских святых приходится на 3 июля. Среди множества святителей, мучеников и подвижников благочестия Новгородской земли и Белоруссии мы будем вспоминать и священномученика Тихона (Никанорова), Архиепископа Воронежского и Задонского. Нам этот святой интересен не только своим подвигом высокого пастырского служения, но и непосредственным участием в укреплении Православия в Даугавпилсе: будучи Епископом Полоцким и Витебским, он приезжал в наш город и даже освятил храм Двинского реального училища.

Владыка Тихон занимал Полоцкую и Витебскую кафедру менее двух лет. Об этом времени в его житии упоминается лишь одной строкой. Не дают дополнительных сведений и многочисленные публикации, посвященные сщмч. Тихону. Но, что ускользает от памяти человеческой, то не умаляется в глазах Господа. И мы верим, что и после переселения в Небесный Иерусалим — свое истинное Отечество — Владыка Тихон сугубо молится за паству тех епархий, которые некогда окормлял, а значит, и за нас с вами…

Прирожденный монах

Архиепископ Тихон (в миру Василий Варсонофиевич Никаноров) родился в 1855 году в семье псаломщика, проживавшего в селе Кирюга Новгородской губернии. Начальное образование мальчик получил дома, быстро выучившись читать и писать. Вероятно, отец часто брал его в храм на богослужения, так как молитва, красота православного литургического обряда и клиросное послушание глубоко проникли в душу ребенка, став ее неотъемлемой частью. Тогда же стала заметна и склонность Васи к тихому, созерцательному времяпрепровождению где-нибудь на природе — вдали от шумных мальчишеских игр и забав.

Это упоминание о тихом нраве ребенка не трафаретная фраза. Рано научившись делать правильные выводы, выбирать главную цель и последовательно добиваться ее достижения, Василий Никаноров предпочитал богообщение всему остальному, ибо нет в жизни человека ничего сладостнее беседы с Создателем. Кто же захочет менять лучшие минуты своей жизни на сомнительное удовольствие от игры в лапту и в прятки?

Итак, жизненный путь В. Никанорова был прям и ясен: Кирилловское духовное училище, Новгородская духовная семинария, Санкт-Петербургская духовная академия. По окончании учебы началась успешная деятельность на благо Православной Церкви. С ростом практического опыта и духовной зрелости, Владыке поручались все более ответственные послушания. В 1881 году он назначается помощником смотрителя Белозерского духовного училища, через 3 года — инспектором Новгородской духовной семинарии.

Летом 1884 года Василий Никаноров принимает постриг в Кирилло-Белозерском монастыре с наречением имени Тихон. Через три недели он становится иеромонахом, а через 4 года — игуменом. После Рождества Христова 1890 года он стал нести обязанности ректора Новгородской духовной семинарии. Одновременно его возвели в сан архимандрита, с поручением настоятельства в Новгородском Антониевом монастыре.

Епископское служение

Организаторские способности архимандрита Тихона, умение находить общий язык с людьми и явные духовные дарования, сопряженные с неустанной молитвой, ясно указывали на его достоинство служения в епископском сане. В начале февраля 1892 года Тихон (Никаноров) Высочайшим указом был назначен на Можайскую кафедру в качестве викария Московской епархии. Получив до- статочный опыт и показав способность к самостоятельному управлению епархией, 20 августа 1899 года Владыка Тихон был назначен Епископом Полоцким и Витебским. Полоцкие Владыки, как известно, делали регулярные обзоры подведомственной им епархии, совершая многодневные поездки по приходам. Одна из таких поездок Преосвященнейшего Тихона состоялась около 110 лет назад — в начале октября 1901 года. Маршрут движения Владыки охватывал Двинский, Люцинский и Режицкий уезды. 3 октября из Полоцка Владыка Тихон прибыл на поезде в Краславу, где остановился на ночлег. На следующий день он посетил Ужвалду, Шкельтово и Граверы. После ночлега в Граверах Полоцкий Епископ отправился в Липинишки, а оттуда — в Двинск.

5 октября на площади возле двинского Александро-Невского собора Владыку приветствовали войска местного гарнизона, играл военный духовой оркестр, городское духовенство с крестным ходом встречало Преосвященнейшего Тихона. После чего в соборе был совершен молебен. Утром следующего дня состоялось освящение домового храма Двинского реального училища во имя Покрова Пресвятой Богородицы. В соборном богослужении участвовали: Епископ Тихон, настоятель кафедрального собора прот. Д. Акимов, настоятель Александро-Невского собора прот. П. Беллавин, преподаватель Закона Божьего в Реальном училище о. В. Воробьев и настоятель гривской церкви о. П. Тычинин.

Во второй половине того же дня Преосвященнейший Тихон осмотрел «железную» церковь во имя свв. равноапп. Константина и Елены, кладбищенскую церковь во имя свт. Николая и храм 97-го Лифляндского пехотного полка (в Гайке). Затем в Александро-Невском соборе было совершено всенощное бдение.

Третий день пребывания Полоцкого Епископа в Двинске начался с Божественной Литургии в городском соборе. По окончании богослужения, Владыка Тихон посетил Реальное училище и отобедал в городском собрании с представителями церковноприходского попечительства и другими официальными лицами. После обеда Его Преосвященство осмотрел тюремный храм во имя иконы Пресвятой Богородицы Всех скорбящих радосте, церковь 99-го пехотного Ивангородского полка (на окраине города) и единоверческий храм Успения Пресвятой Богородицы, в котором присутствовал на совершении вечернего богослужения.

В понедельник 8 октября Владыка Епископ посетил ряд учебных заведений, совершил Акафист Пресвятой Богродице в Христорождественском крепостном соборе, после чего, сопровождаемый многочисленными провожающими, отбыл на поезде со станции Двинск в Режицу (Резекне).

Дальнейшая поездка была не менее насыщенной: 9 октября — освящение Люцинского (Лудзенского) собора и возвращение в Режицу, 11 октября — поездка в Тискады, Рыбинишки (Риебини) и Прели (Прейли), 12 — посещение храмов в Яшмуйже (Айзкалне), Якубино (Московское) и Малиновке. После ночлега в Малиновке Владыка на поезде отправился в Витебск.

Читая программу этого визита, диву даешься выдержке, выносливости и трудолюбию Преосвященнейшего Тихона. А ведь это период «спокойного» времени, на котором агиографы даже не заостряют свое внимание. С какой же интенсивностью происходило служение Епископа Тихона на других кафедрах?

Вне политики

С Полоцкой кафедры Преосвященнейший Тихон был переведен в Пензу. За три года при его содействии были открыты Общество вспомоществования учащимся и учащим в церковных школах епархии, Церковно-певческое общество, братство во имя свт. Тихона Задонского при Тихоновском духовном училище, Комитет православного миссионерского общества. Но революционный сквозняк уже вовсю гулял по всей Российской империи. Не избежали его пагубного веяния и духовные школы. Наиболее сложное положение создалось в Пензенской семинарии.

По воспоминаниям очевидцев, в конце апреля 1906 года семинаристы построили баррикады, встретив градом камней своих педагогов. Когда же в семинарии был проведен обыск, оказалось, что учащиеся тайно хранили взрывчатые вещества, снаряды и революционную литературу. Светлое Христово Воскресение пензенские семинаристы «отпраздновали» серией взрывов, в том числе на семинарском дворе и соборной площади. Наконец в ходе беспорядков был ранен один и убит другой ректор. Власти были вынуждены закрыть учебное заведение, распустив воспитанников по домам.

Расплачиваться за беспорядки пришлось епархиальному архиерею — по требованию П. А. Столыпина к обер-прокурору Святейшего Синода Преосвященнейший Тихон был уволен на покой, однако всего лишь через шесть дней он был назначен управляющим на правах настоятеля Московского Воскресенского Новоиерусалимского монастыря. Летом 1912 года Владыка Тихон был утвержден Епископом Калужским и Боровским, а менее чем через год он вступил на Воронежскую кафедру, причем уже в сане Архиепископа. Именно здесь, в Воронеже, Преосвященнейший Тихон и совершал в течение семи лет свое служение, вплоть до мученической кончины.

Кроткий пастырь

В Воронеже окончательно раскрылись и дивно заблагоухали духовные дарования Архипастыря. Он был отцом, наставником, учителем, молитвенником и духовником для своих многочисленных пасомых. Каждый мог прийти к нему со своей душевной скорбью или нуждой, будучи совершенно уверенным в том, что, если это во власти Архиерея, он обязательно поможет.

Вместе с тем Преосвященнейший Тихон оставался простым в общении и совершенно неприхотливым в быту. И, конечно же, как и в детстве, Владыка Тихон не мыслил свою жизнь без богослужения. По воспоминаниям келейника Архиепископа протоиерея о. Иоанна Житяева, Его Преосвященство был тихим и кротким. Его отличали необыкновенная доброта и молитвенность. Владыка Тихон любил уставную службу, с удовольствием пел на клиросе. Его часто можно было увидеть в соборе на раннем правиле, которое начиналось в четыре утра.

В 1914 году в присутствии Архиепископа Тихона был вскрыт склеп святителя Антония (Смирницкого), и Владыка засвидетельствовал нетление мощей этого Воронежского Архиепископа. Преосвященнейший Тихон целенаправленно готовил прославление святителя, собирая записи о чудотворениях от его мощей. Наконец перед самой революцией он ходатайствовал перед Синодом о прославлении святого, однако последующие события на долгие годы отложили прославление свт. Антония.

В декабре 1914 года Владыка Тихон встречал прибывших последний раз в Воронеж царственных страстотерпцев — императора Николая II, императрицу Александру Феодоровну и Великих Княжон — Ольгу Николаевну и Татиану Николаевну, а через некоторое время — преподобномученицу Великую Княгиню Елисавету Феодоровну.

Летом 1917 года Архиепископ Тихон столкнулся с богоборческой сутью Временного правительства: власти требовали от Архиепископа Тихона снимать одних священников и назначать на освободившиеся места других. Владыка пожаловался в Синод о вмешательстве светской власти в церковные дела, и Синод оправдал действия Воронежского Архипастыря, оценив их как безукоризненные. Однако арест Архиепископа Тихона и его этапирование в Петроград в сопровождении вооруженной охраны наглядно показали развитие дел в России в отношении Православной Церкви.

На Поместном Соборе 1917-1918 гг. Владыка участвовал в выборах Патриарха, а в апреле того же года он пережил два радостных события: сначала награждение правом ношения креста на клобуке, а через несколько дней он в торжественной обстановке совершил освящение большого храма во имя равноап. кн. Владимира.

Крестный путь

В 1919 году большевики заставили Преосвященнейшего Тихона присутствовать при кощунственном открытии мощей святителя Митрофана Воронежского. На все их дерзкие и издевательские вопросы Архиепископ дал достойные ответы. В октябре того же года, когда Воронеж заняли войска армии Шкурко, Владыка служил непрестанные панихиды по многочисленным убиенным и замученным клирикам Воронежской епархии. Когда белая
армия покидала город, Преосвященнейший Тихон отказался уходить, предпочтя разделить участь своей паствы.

Согласно преданию, на третий день Рождества Христова, 27 декабря 1919 года (9 января 1920 года по н. ст.), во время богослужения Архиепископ Тихон (Никаноров) был схвачен и повешен красноармейцами на Царских Вратах собора Благовещание Пресвятой Богородицы. Отпевание и погребение священномученика состоялось только 2 марта.

Остается лишь добавить, что священномученик Тихон (Никаноров), Архиепископ Воронежский и Задонский, был причислен к лику святых в августе 2000 года.

Чтец Георгий, «Православная жизнь», июль 2011 года, стр. 10-12.

http://uploads.ru/t/D/3/f/D3fbs.jpg

+1

6

Прах Митрополита Августина перезахоронен в Латвии

В преддверии 56-ой годовщины со дня смерти Его Высокопреосвященства, Высокопреосвященнейшего Августина (Петерсона), Митрополита Рижского и всея Латвии, его останки были перенесены из Германии и захоронены на кладбище Косенского прихода.

Перезахоронение праха Владыки Митрополита было осуществлено по инициативе родственников почившего, которые решили выполнить волю Высокопреосвященнейшего Августина о погребении его в латвийской земле после восстановления независимости страны. Принимая во внимание все обстоятельства, перезахоронение праха покойного совершили на православном кладбище в Косе — рядом с родителями Высокопреосвященнейшего Митрополита.

В среду, 10 августа, в 9 часов 30 минут, под перезвон колоколов рижского собора Рождества Христова, гроб с останками почившего был торжественно встречен священнослужителями во главе с Его Высокопреосвященством, Высокопреосвященнейшим Александром, Митрополитом Рижским и всея Латвии, и на руках внесен в кафедральный храм. После установки гроба в центре собора Его Высокопреосвященством, Митрополитом Александром, в сослужении многочисленных священнослужителей была совершена панихида на латышском языке.

За богослужением молились священники Рижскоградского благочиния, родственники покойного Митрополита, а также прихожане различных приходов Латвии, которые пришли почтить память Владыки Августина. По окончании панихиды Высокопреосвященнейший Митрополит Александр обратился к присутствующим с кратким Словом, в котором сообщил основные этапы жизни и служения Церкви Митрополита Августина (Петерсона). Затем гроб с прахом покойного, также под звон соборных колоколов, был изнесен из храма, погружен на автомобиль и отвезен к новому месту погребения.

В Косе гроб был поставлен в местной церкви святителя Николая, архиепископа Мир Ликийских, чудотворца, где по покойному была совершена лития. Богослужения совершил благочинный Валмиерского округа митрофорный протоиерей о. Николай Тихомиров. За богослужением молились священники, диаконы, родственники покойного и местные жители. Затем гроб был отвезен на кладбище и погребен в заранее подготовленной могиле, рядом с родителями покойного Митрополита. После погребения прот. о. Николай Тихомиров совершил еще одну литию по приснопамятному Владыке Августину.

Стоит отметить, что мероприятия по перезахоронению в родной земле Митрополита Августина (Петерсона) являются весьма отрадным событием в истории Латвийской Православной Церкви. Это своего рода символ объединения православных людей Латвии, где бы они ни были и где бы ни находились — на родине или за границей, в этой жизни или в селениях праведных. Все молятся о благополучии своей Родины, все возносят молитвы ко Господу о спасении душ усопших и о продлении дней живущих.

Его Высокопреосвященством, Высокопреосвященнейшим Александром, Митрополитом Рижским и всея Латвии, а затем и протоиереем о. Николаем Тихомировым, было сказано много добрых слов в адрес покойного, которого называли не иначе как «выдающимся архипастырем и сыном Латвии». Действительно, личность Владыки Августина достойна внимания, а его обширная деятельность — изучения. Мы же приведем лишь основные, наиболее яркие вехи в его биографии, тем более, что она теснейшим образом связана с нашим краем.

Митрополит Августин (в миру Август Адамович Петерсон) родился 17 февраля 1873 года в семье православных крестьян-латышей, проживавших в Видземе (Нитаурский приход). Именно родители дали своему сыну глубокую веру в Господа, всячески поощряя его посвятить свою жизнь служению Церкви Христовой. В возрасте16-и лет он успешно (по второму разряду) окончил Рижское Духовное училище, а в 1895 году — Рижскую Духовную семинарию, после чего служил псаломщиком и учителем в приходских школах в Сунтажан, Каплаве и Либаве (Лиепае). В студенческие годы А. Петерсон собирал латышский фольклор.

После рукоположения в 1904 году в священный сан о. Августин Петерсон выполнял обязанности священника Сунтажского храма. А после начала Первой мировой войны перешел в Военное ведомство. Служил при различных воинских частях, в том числе окормлял латышских стрелков в госпитале. В годы гражданской войны оказался в Сибири.

В Латвию о. Августин вернулся в конце 1921 года и сразу же был назначен настоятелем бывшего гарнизонного собора г. Даугавпилса. За неполные четыре года службы в Борисоглебском храме о. Августин организовал его первый капитальный ремонт. В 1925 году по инициативе прот. Августина произошло разделение прихода на русский и латышский. С тех пор в соборе регулярно совершались богослужения на церковнославянском и латышском языках.

С 1926 г. о. Августин был переведен в двинский крепостной собор Рождества Христова. В первый же год своего десятилетнего служения в данном храме о. протоиерею удалось полностью оборудовать для православного богослужения правый придел: был установлен иконостас, приобретена вся необходимая утварь, начали совершаться регулярные богослужения для военных, членов их семей и местных жителей православного вероисповедания.

Службу в церкви о. Августин Адамович совмещал с педагогической деятельностью в даугавпилсской 3-й русской школе. С 1922 года он преподавал латышский язык, а с 1934 года стал директором данного учебного заведения.

В 1936 году протоиерей Августин был избран Митрополитом Рижским и всея Латвии. За четыре года своего служения он посетил почти все православные приходы Латвии, совершив во многих богослужения архиерейским чином. В эти годы шло строительство храмов (например, был построен храм в городе Ливаны). Велась активная издательская деятельность. В первую очередь стоит отметить выпуск богослужебных книг на латышском языке, с заменой готического шрифта современным.

В 1944 году Высокопреосвященнейший Августин (Петерсон) эмигрировал за границу. Он жил в Германии, много болел, но не оставлял окормления своих духовных чад. В 1946 году вошел в состав РПЦЗ. Скончался Владыка в Гаутинге (пригороде Мюнхена) 4 октября 1955 года. Перед смертью он завещал похоронить себя в латвийской земле, после того как Латвия обретет независимость. Выполнить последнюю волю покойного удалось только сейчас.

Юрий Петровский, "Православная жизнь", сентябрь 2011 года, стр. 10-11.

http://uploads.ru/t/3/g/b/3gbkB.jpg

Вынос гроба с останками Митрополита Августина из рижского Христорождественского собора

+1

7

Деятельность Архиепископа Василия (Лужинского) в Латвии

Деятельность Преосвященнейшего Василия (Лужинского), Архиепископа Полоцкого и Витебского, в первую очередь ассоциируется с массовым возвращением униатов в лоно Русской Православной Церкви, а во-вторых, — с присоединением к единоверию значительного числа местных старообрядцев. О том, как это происходило, Преосвященнейший Василий описал в своих записках, изданных в 1885 году. В этом труде он неоднократно упоминает и Восточную часть современной Латвии, которую посещал с архипастырскими визитами.

Присоединение униатской Церкви к Православной произошло в 1839 году. Совершив главное дело своей жизни, Епископ Василий (Лужинский) задумался о распространении Православия среди старообрядцев. «Я четыре года сряду сближался и дружился с наставниками, имея целью уразумевать их характер, их учение, их дух, их влияние на раскольников; ежечасно бывал я в раскольнических слободах и моленных, при которых всегда там встречало меня общество раскольников со свещами и с хлебомсолью. В моленных я поклонялся иконам, рассматривал их книги, и, помолившись, выходил из оных, сопровождаемый (…) в дома наставников. Тут в братской любви я разговаривал с ними о разных предметах, ласкал детей их, сопровождая все это назидательной беседой. Таким образом я готовил путь к успеху своих намерений касательно привлечения их сначала к себе, а потом и к единоверию. И Бог мне помог в этом», — вспоминает Епископ Василий.

В 1851-1852 годах в Витебской губернии, пользуясь любовью со стороны старообрядцев и всяческим содействием генерал-губернатора князя Голицына, из раскола к единоверию было присоединено 6 наставников и 5 тысяч старообрядцев поповского и беспоповского толков. Было построено три новых единоверческих храма (один из них — деревянный — в местечке Креславке Динабургского уезда) и два — перестроены из моленных (одна из церквей, деревянная, во имя Успения Пресвятой Богородицы, появилась в городе Динабурге). Четыре единоверческих храма были построены за счет личных средств самого Преосвященнейшего Владыки. Среди них — вышеупомянутые временные церкви в Динабурге и Креславке.

«Все церкви я сам по их просьбам и освящал архиерейским священнодействием по старопечатному Потребнику Патриарха Московского Филарета, также рукополагал священников и диаконов; часто совершал я в оных, пользуясь случаями, и Божественные Литургии, с самым строгим соблюдением старых обрядов и обычаев, также по сказанному старо-печатному Служебнику», — пишет Архиепископ Василий.

И далее: «К восприятию священнического сана единоверческим обществом были избраны лица из их среды, бывшие наставниками или прекрасными начетчиками строгой нравственности. Два безбрачные наставника из беспоповцев, постриженные в монахи, рукополагались во иеромонахов и за сим определены были настоятелями приходских единоверческих церквей. А прочие лица брачные рукополагались в белые священники. Всех присоединенных из раскола к святому единоверию лиц я сам и миропомазал».

За успехи в деле присоединения старообрядцев к единоверию Архиепископ Василий был награжден орденом св. блгв кн. Александра Невского. Однако его достижения на данном поприще не всем были приятны. «Успех в святом деле присоединения раскольников к единоверию любовью и убеждением поднял общий вой помещиков римско-католиков, которые всякие бесчестные вымыслы и клеветы пускали в ход против (…) князя Голицына и меня и принимали самые гнусные средства и считали оные дозволительными к повреждению нашей чести за присоединение раскольников — крестьян их. Особенно злобно ратовал за них губернский предводитель дворянства Михаил Борх в Динабургском уезде», — с печалью констатирует Полоцкий Владыка.

Впрочем, не время было смущаться наветами и противодействием власть предержащих. С еще большей энергией, нежели ранее, Владыка стал посещать старообрядцев и единоверцев, призывая первых присоединиться к единоверию и утверждая вторых в вере и благочестии. Он «совершал соборне богослужения при сослужении единоверческих только священников и говорил к ним назидательные поучения после богослужений».

На докладах, посвященных присоединению старообрядцев к единоверию, государь император Николай I каждый раз собственноручно писал: «Слава Богу, это прекрасно!»

В 1853 году Преосвященнейший Василий совершил два объезда своей епархии: летом и осенью. При этом вторая поездка состоялась по Высочайшему повелению в самое неудобное для разъездов по сельской местности время (с 25 сентября по 29 ноября). Епископ посетил девять уездов Витебской губернии, в том числе Люцинский, Динабургский и Режицкий.

Полоцкий Владыка «лично во всех важнейших погостах и других местностях делал нужные (…) постановления и указания благочинным и самым надежным священникам, собирая в тоже время лично положительные сведения о способностях, надежности и поведении всего вообще духовенства, а равно брал и нужные письменные показания, но только от благочинных».

Собранные в разъездах сведения и свои соображения по данному предмету Преосвященнейший Василий представил в Св. Синод, который, оставшись довольным проделанной работой, объявил Владыке «признательность и благодарность».

«В 1864 году я, согласно желанию главного начальника края г. Муравьева, хотя и слабый еще после тяжелой болезни, путешествовал по шести уездам Витебской губернии: в Режицком, Люцинском (в пределах которых скрывались еще частями польские мятежники), а равно Динабургском, Дризенском, Себежском и Невельском уездах, чтобы лично своим архипастырским словом уверить народ, что польские повстанцы уже стерты с лица земли нашей, и утвердить его в верности и преданности Государю Освободителю, разъезжая почти по всем православным приходам, отправляя соборные богослужения с благодарственными молебствиями, говоря назидательные поучения, вполне соответствующие тогдашним обстоятельствам и условиям страны, и в то же время освящая исправленные или новопостроенные церкви архиерейским священнодействием, которые по поводу польского мятежа в крае оставались еще неосвященными», — так продолжает свой рассказ Преосвященнейший Василий.

В ходе поездки Полоцким Архиепископом было совершено 22 Божественные Литургии с молебнами и освящено 5 новых храмов, среди которых — динабургский городской собор св. блгв. кн. Ал. Невского (изначально освященный как церковь) и храм в селе Михалова Люцинского уезда. Преосвященнейшего Владыку во время поездки сопровождали военные уездные начальники с урядниками и по полдюжины жандармов и казаков. Во время остановок на отдых или ночлег Архиепископа постоянно охраняли 4 вооруженных человека — пара жандармов и пара казаков.

Подготовил чтец Георгий, "Православная жизнь", сентябрь 2012 г., стр. 12-15 (в сокращении).

http://s1.uploads.ru/t/olehv.jpg

+1

Похожие темы


Вы здесь » GoroD » Православие в Даугавпилсе. » Архипастыри