GoroD

Объявление

29 апреля 2018 года, с 9:00 до 12:00 в помещении филиала РТУ Смилшу 90, состоится весенний, расширенный слёт коллекционеров. Вход свободный.

Информация о пользователе

Привет, Гость! Войдите или зарегистрируйтесь.


Вы здесь » GoroD » Разное про Даугавпилс » Гесель Маймин о Даугавпилсе.


Гесель Маймин о Даугавпилсе.

Сообщений 51 страница 68 из 68

51

Эти имена вписаны в историю Двинска-Даугавпилса.

Историю Динабурга-Двинска-Даугавпилса писали его жители своим трудом и своими славными делами. В летопись города вошли имена депутатов Городской думы Арвида Пфейффера, Арнольда Корита, Карла Минуса, Вацлава Чешейко-Сохацких.

Арвид Яковлевич Пфейффер .
Карл-Яков-Арвид (Арвид Яковлевич) Пфейффер родился в 1847 году в городе Риге, немец, лютеранин.
Сдав экзамен на звание землемера при Курдяндской губернской чертежне и отслужив два года, с 1867 по 1869 год, по этой специальности, он перешел на работу с 11.03.1869 года в Рижскую городскую полицию. За время службы неоднократно получал благодарности от Лифляндского губернатора.
С 18.10.1880 года был переведен на работу полицмейстером города Динабурга, ушел в отставку по болезни с 25.02.1899 года. Но 17.02.1899 года был избран городским головой города Двинска и 25.02.1899 года был утвержден Витебским губернатором.
Арвид Яковлевич был землевладельцем, владел имением в Лепельском уезде около местечка Бешенковичи. Арвид Яковлевич – коллежский советник, потом статский советник. Председатель Двинского городского собрания, председатель «Двинского Императорского общества спасения на водах», почетный член многих других обществ.
В начале 20-века он с семьей жил в доме Фридлянда на Театральной улице №15/17, в доме, где в то время размещалась Двинская городская Управа.
Жена (видимо, вторая?) Элеонора-Генриэтта-Мария (Элеонора Викторовна), урожденная Ким(Крум), 1866 года рождения. Сын Иоганн-Александр-Арвид (Александр Арвидович Пфайффер) родился в Риге, учился в Двинском реальном училище, с 19.05.1889 года служил в полицейской части, известная последняя должность – надворный советник, уездный исправник уездного Полицейского управления Двинска. Дочь Маргарита училась в Двинской женской гимназии.
В 1915 году, когда Арвид Яковлевич был в эвакуации в городе Орле, он был отстранен от должности (немец!). Он умер в 1918 году, где – не установлено, был похоронен на лютеранском кладбище в Двинске. Могила его не сохранилась.

Коритц Андор Игнатьевич.
В 1881 году австрийский подданный Андор Игнатьевич Коритц на Шоссейной улице (ныне 18 новембра) основал завод по изготовлению вина, где работало трое рабочих.
В конце 19-го века А.Коритц приобрел двухэтажный дом на Владимирской улице №3 (ныне Гимназияс) и открыл там отделение страхового общества «Россия». А.Коритц был председателем немецкого литературного общества в Двинске, членом Городской Думы.
После Первой мировой войны Андор Игнатьевич Коринц был консультантом агентства германского консульства в Даугавпилсе. В конце 1930-х годов он продал свой дом «Обществу русской культуры» и, видимо, уехал в Германию.

Карл Вильгельмович Минус.
Вначале 20-века владельцем домов: одноэтажного деревянного по улице Театральная №10 была Мария Яковлевна Минус, а каменного одноэтажного дома по улице Зеленой №10 и деревянного двухэтажного до той же улице №12 был Карл Вильгельмович Минус. Потом все дома перешли во владения Карла Минуса. Он содержал там агентство «Московского от огня» страхового общества, был членом Городской Думы, потом он стал директором Двинского городского банка.
В 1918 году К.В. Минус покинул Двинск.

Семья Чешейко-Сохацких.
В начале 20-го века Вацлав Влад. Чешейко-Сохацкий содержал аптеку и аптечный склад на Новом Строении. Они располагались на улице Киевской (ныне Таутас) №16 в двухэтажном доме из красного кирпича с большим полуподвалом Петра Августовича Альстера. Аптека находилась на первом этаже, вход по высокому крыльцу, а аптечный склад располагался в подвале.
Вацлав Влад. содержал также аптекарский магазин на Шоссейной улице (ныне 18 Новембра) №84 в доме Германа Ивановича Петерсона, который он потом приобрел. Вацлав Влад. был членом Двинской городской Думы и членом Двинской городской Управы.
У Вацлава Влад. были два сына: Стефан и Ежи (Юрий, 1892 года рождения), которые стали революционерами, деятелями коммунистического движения.
В 1913 году в подвале, где размещался аптекарский склад, находилась тайная типография РСДП, в которой печатались прокламации. За создание этой типографии Стефан был заключен в тюрьму, из которой его освободила только Февральская революция.
После захвата Двинска немецкими войсками он был комиссаром юстиции в городе Витебске, потом - председателем городского совета.
С 26 декабря 1918 года он был председателем военно-революционного комитета города Двинска. После отступления из Двинска красных войск работал зав.отделом политической пропаганды в губернском комитете города Самары, потом слушателем института красной профессуры в Москве, профессором политэкономии. В 1930-1933 годах работал заведующим кафедрой, затем директором Киевского педагогического института.
Его брат Ежи, видный деятель польского рабочего движения, в 1914 году вступил в Польскую социалистическую партию, становится активным ее деятелем, в 1921 году вступает в Коммунистическую партию Польши, с 1929 года член Политбюро этой партии.
В 1930 году он переезжает в Москву как представитель Польской коммунистической партии в исполкоме Коминтерна.
В 1933 году оба брата были репрессированы и расстреляны.

Гесель Маймин, D-fakti.lv

Могила его не сохранилась.  На Лютеранском кладбище несколько лет назад был установлен памятный камень Арвиду Яковлевичу Пфейфферу.

0

52

«Ятки» на Зеленой улице.

2009-11-06

Во второй половине XIX века на Зеленой улице (ныне улица Имантас) между улицами Мясницкой (ныне улица Виестура), Постоялой (ныне Михоэлса) и Шильдеровской (ныне Кр.Валдемара) находилась площадь, застроенная деревянными лавками и складами. Здесь располагался рынок рыбы и овощей. По некоторым источникам, эта площадь называлась «Рыбно-Зеленной». Отсюда, видимо, и название улицы - Зеленая.

    В начале 70-х годов по распоряжению Витебского губернского управления рынок был снесен и перенесен на Хлебную площадь. На части площади был построен мясной рынок, в основном, кошерного мяса - «Ятки» (слово польского происхождения), который в течение почти 70-ти лет являлся «особой» достопримечательностью города. О мясном рынке стоит рассказать отдельно, это был особый мир со своими легендами, страданиями и радостями.
    Мясной рынок находился на Зеленой улице, занимая половину 293-го квартала в виде буквы «П», с тремя воротами, выходившими на разные улицы. От южных ворот на Постоялой улице вглубь квартала уходили с двух сторон во двор ряды яток. Рынок, в основном, был каменный, одноэтажный, некоторые дома - с мезонинами. Внутри рынка находилась площадь, одна часть которой мощеная, там всегда дежурили телеги возчиков мяса, другая часть - песчаная, которую мальчишки облюбовали для игры в футбол.
    Посреди площади находилась водокачка из красного кирпича, обеспечивавшая ятки холодной и горячей водой. В 30-х годах там жила и работала семья Хрженевских. Их сын Эдуард играл в футбол с мальчишками во дворе. Говорили все они на идиш. Он стал вторым родным языком для мальчика на всю его долгую жизнь.
    До середины 30-х годов в северной части двора находилась «коробка», где проводилась кошерная резка птицы. Здание было деревянное, без водопровода, и являлось основным источником зловония во дворе яток. С двором яток связана одна из легенд, которую мясники рассказывали еще долгие годы. В далеких 20-х годах группа крестьян-староверов повздорила с мясниками, причину уже никто не помнил. В один погожий зимний день группа из 20 староверов на санях по свежему насту въехала во двор яток и затеяла драку с мясниками. Мясники - народ крепкий, перекрыли ворота, начался кулачный бой. Обе стороны были изрядно в синяках, больше досталось староверам. Назавтра староверы снова приехали, но на санях стояли бочки с пивом и штофы с самогоном. Мясники притащили водку и закуску, попойка продолжалась до позднего вечера, разошлись все с миром.
    Кроме яток, в рядах рынка вдоль Зеленой улицы в 30-е годы находились: продовольственные магазины Думеша, Скользких, Ценципера, овощной магазин Иоффе, жестяные мастерские Боярскиса, Русоника. В северной части двора находились и жилые помещения.
    Мясной магазин-ятка - это неотапиливаемое каменное помещение, площадью 20-30 кв.м, без окон, водопровода и канализации. Вход - большие ворота-двери, через которые проникали дневной свет, жара и холод. Всю утварь ятки составляли: большой стол, покрытый оцинкованным железом, на котором раскладывали мясо для продажи, большая деревянная колода диаметром более метра, на которой разрубалось мясо, скамейка, разные весы, крюки вдоль стен, топор, ножи, точило, иногда мясорубка. В задней части яток находился погреб-ледник, куда зимой завозили нарезанный лед с Даугавы. В сильные морозы обогревались чугунком с тлеющими углями да водкой. Видимо, поэтому среди мясников было много пьющих. Мясо привозили с городской «бойни», которая находилась возле еврейского кладбища у озера Губище. Большинство мясников-рубщиков говядины закупали ее у мелких торговцев на бойне, куда они отправлялись пешком еще задолго до рассвета.
    В 30-е годы ятки, в основном, находились вдоль Постоялой улицы. У южных ворот справа размещались ятки Юделя Кукле, Ханы Борд, Лейб-Идеса Трок, Шаи Файнович, Добы Трок, Хаима Кит.  С левой стороны Моше Плоткина, Борух-Шеела Файнович, Або Плавина, а вдоль самой улицы ятки Иосифа Плавина, Хоны Шафира, Зеника (потом Бенца) Шафира, Мотеля Голдмана, Хаима Векслера.
    «Основной напастью» мясники считали санитарные комиссии, которые почти еженедельно проводились в ятках, начиная с середины 30-х годов. Перекрывала ворота полиция, а санитарная комиссия тщательно проверяла ятку за яткой, зачастую это заканчивалось штрафами. Но таким образом к концу 30-х годов в ятках была наведена чистота, было покончено со зловонием.
    В 40-м году пришла власть Советов, а через год мясников «загнали» в кооперативы. Частная собственность, в основном, была ликвидирована.
    Началась Вторая Мировая война. 26 июня большинство мясников бежали из города на восток. Часть из них с сыновьями ушли на фронт и сражались с фашистским врагом. На фронтах пали сыновья Плоткина, Трока, Кита и других. Оставшиеся в городе мясники и их семьи погибли в Холокосте.
    Во время Второй Мировой войны ятки сгорели, а остатки их позже были снесены. Некоторые вернувшиеся после войны мясники работали на рынке рубщиками мяса, а их дети и внуки потом покинули город. Так закончилась еще одна страница из истории города, связанной с ятками.

Гесель МАЙМИН.

0

53

Vils написал(а):

православного священника Николая Константиновича Стеовского (1836-1893)

Фамилия священника - Смельский.

увеличить

Отредактировано parks (Вторник, 26 июля, 2011г. 12:30:29)

0

54

Vils написал(а):

При Никольской церкви действовало церковно-приходское училище, в котором, до смерти своего брата Николая Константиновича, преподавала его сестра Варвара Константиновна Стеовская

Относительно фамилии учиительницы. Если она сестра Смельского, а не "Стеовского", то и у нее фамилия должна быть Смельская.

При Гривском храме была открыта церковно-приходская школа, а не училище. Училище - это учебное заведение рангом повыше. Привожу часть заметки из "Двинского листка" за 1901 год, из которой видно, что при храме была именно приходская школа. То, что речь идет о православном храме на Гриве - видно из упоминания настоятеля гривского храма о. П. Тычинина.

увеличить

Отредактировано parks (Вторник, 26 июля, 2011г. 12:38:51)

0

55

Vils написал(а):

в 1919 году, при наступлении польских войск на Двинск, церковь была разрушена огнём польской артиллерии.

Архимандрит Кирилл (Начис) в книге "Сохраним лучшее наших отцов" указывает другое время уничтожения церкви: "В нашем городке Грива, я уже об этом упоминал, в гражданскую войну, году в 20-м или 22-м, во время польской оккупации сожгли церковь, дом сторожа, убили псаломщика". Получается, что старая церковь могла прожить дольше указанной даты от года до трех.

0

56

Vils написал(а):

В 1920-х годах началось восстановление церкви, предположительно для её восстановления были использованы материалы и утварь пустовавших церквей и часовен Двинских пехотных лагерей возле Черепова.
Церковь была практически заново построена в 1924 году по проекту архитектора В.Щервинского.

В своей книге Архимандрит Кирилл пишет о своем отце, что он "участник перенесения храма и его святынь из летнего госпиталя на место храма, сожженного поляками".

А С. П. Сахаров в книге "Православные церкви в Латгалии" так прямо говорит о деятельности о. Саввы Трубицына: "Ему удалось исхлопотать от военного ведомства право на перенесение одной из госпитальных церквей, а от Даугавпилсской 1 государственной гимназии - получить дубовый иконостас от бывшей в ее здании церкви Двинского довоенного реального училища".

Что до утвари военных церквей, то они складировались в Борисоглебском соборе, о чем упоминает настоятель Борисоглебского собора о. Иоанн Крамп в письме Архиепископу Иоанну Поммеру: "Как явствует из материала ликвидационной комиссии, в послереволюционное время, когда церковная жизнь тогдашнего двинского православного общества стала вновь оживать и организовываться, то центром этой жизни был именно Борисо-Глебский собор, который в то же время являлся местом собирания и склада всего местного военного церковного имущества ликвидируемых местных военных частей". Но и потом это имущество не передавалось на Гриву: "Большая и лучшая часть цер<ковного> имущества досталась Ал<ександро>-Невской и Успенской церквам". Остальное осталось в самом Борисоглебском соборе.

И по поводу архитектора Шервинского. В 1924 году он только стал сотрудничать с Православной Церковью. Его первой работой стала установка иконостаса из упраздненного Рижского Свято-Алексеевского монастыря в рижском Христорождественском соборе. Потом Шервинский, конечно, делал много проектов церквей, в первую очередь деревянных, которые чаще строили именно в Латгалии. Но в его дневниках периода строительства Гривского храма, я не нашел ни малейшего упоминания о его участии в возведении храма на Гриве. Что особенно странно, если бы это была его одна из первых работ, а по времени, возможно, и первая стройка по своему проекту. Однако этого нет.

На участие Шервинского настаивают Заместитель директора института истории искусств Латвийской Академии художеств Рута Каминска и специалист отдела архитектуры и искусства Государственной Инспекции по охране памятников культуры Анита Бистере в книге «Наследие сакральной архитектуры и искусства Даугавпилсского района». Однако на какие они документы ссылаются, не ясно. Возможно это лишь умозрительное заключение, которое следует из вышеперечисленных мною фактов.

0

57

Vils написал(а):

В 1930-х годах старостой православной общины при церкви был Савва Трубицин.

Старостой может быть мирянин. О. Савва Трубицын в 1908-1912 был пасаломщиком в храме св. Николая чудотворца на Гриве. В 1922 году он стал настоятелем гривского храма. Служил на этой должности до 1944 г.

Отредактировано parks (Вторник, 26 июля, 2011г. 13:18:59)

0

58

parks

Спасибо огромное, буду исправлять и дополнять.

0

59

Vils написал(а):

буду исправлять и дополнять.

О летнем госпитальном - гривском храме будет статья в августовском номере "Православной жизни".

0

60

Vils написал(а):

железная церковь, которая была освящена в честь святых апостолов Константина и Елены.

Святой Константин Великий - был императором Римской империи, а Елена - его мать, супруга цезаря Констанция Хлора, правившего Галлией и Британией.

За труды по распространению и поддержке христианства, им было присвоено наименование "равноапостольных", то есть равных апостолам. Сами они апостолами не были, хотя их труды и называются апостольскими.

Посотреть можно, например, здесь.

0

61

Vils написал(а):

Храм был освящен 15 ноября 1906

А С. П. Сахаров в книге "Православные храмы в Латгалии" по поводу Борисоглебского собора пишет: "(...) освящен 12 июня 1905 года". По всей видимости, противоречия здесь нет, так как у храма каждый престол освящается отдельно, а в соборе их было тогда два.

0

62

parks написал(а):

О летнем госпитальном - гривском храме будет статья в августовском номере "Православной жизни".

Будет очень интересно ознакомиться.

У меня к Вам будет одна просьба, указывайте, пожалуйста, в поправках название статьи. Это значительно упростит поиск места исправления.

0

63

Как в Даугавпилсе храм спасали

Vils написал(а):

В начале 19-го века на территории артиллерийских лагерей была построена деревянная военная церковь, которая была освящена во имя святого Николая Чудотворца.

На самом деле храмов было 2. Один был возведен в конце XIX века, другой - в начале ХХ. Это подтверждается статьей из журнала "Разведчик" от 07.08.1901.

увеличить

увеличить

0

64

parks

Спасибо.

0

65

Церковь Успения

Vils написал(а):

Царское правительство насильно навязывало единоверие старообрядцам».

Можно познакомиться и с более ранним источником ("Двинский листок" от 2 ноября 1900):

увеличить

увеличить

увеличить

увеличить

Отредактировано parks (Воскресенье, 31 июля, 2011г. 12:45:39)

0

66

Vils написал(а):

Было получено его согласие, и на берегу Шуньского озера (теперь Шуню) началось сооружение храма.

С. П. Сахаров в книге "Православные храмы в Латгалии" сообщает, что молитвенный дом старообрядцев был достроен и приспособлен "под единоверческую церковь".

Таким образом, было не строительство, а переделка молитвенного дома, который тогда мог выглядеть только как жилой дом, в церковное здание - с колокольней, куполами и крестами на них. Возможно, достраивалась алтарная апсида. Внутри должен был появиться иконостас и алтарь с престолом и жертвенником.

0

67

Vils написал(а):

При церкви были для причета (священнослужителей) три дома, два деревянных, построенных в 1877 году, и один каменный, построенный в 1895 году.

При Успенской церкви действовали 2 школы грамоты, которые также располагались в церковных зданиях. После строительства кирпичного двухэтажного дома, школы располагались именно там. По окончанию Второй мировой войны, остался всего один деревянный дом на две квартиры. Его снесли при строительстве пятиэтажного дома по ул. Пушкина. Тогдашние власти выделили семье священника (3 человека) 1-комнатную квартиру вместо уничтоженной двухкомнатной.

0

68

parks написал(а):

Таким образом, было не строительство, а переделка молитвенного дома

Совершенно с Вами согласен, в тот период старообрядцам запрещалось иметь моленные дома с признаками культовых строений (колокольни, кресты и т.д.).

И большое спасибо за поправки, уточнения и ценную информацию просили передать незарегистрированные читатели форума.

0

Похожие темы

Гесель Маймин о Даугавпилсе. Даугавпилс Вторник, 26 июля, 2011г.
Статьи о Даугавпилсе. Даугавпилс Воскресенье, 4 октября, 2015г.
Знаете ли вы Даугавпилс-2 ? Даугавпилс Четверг, 19 ноября, 2015г.
Храмы нашего города. Даугавпилс Вторник, 25 июля, 2017г.
Dvinsk Даугавпилс Четверг, 10 февраля, 2011г.

Вы здесь » GoroD » Разное про Даугавпилс » Гесель Маймин о Даугавпилсе.