GoroD

Объявление

Информация о пользователе

Привет, Гость! Войдите или зарегистрируйтесь.


Вы здесь » GoroD » Образование » Школы


Школы

Сообщений 1 страница 16 из 16

1

Средняя школа № 6 встречает гостей сразу у моста через Лауцесе. Большое красивое здание радует глаз ухоженностью, новыми окнами. Одно из сильнейших учебных заведений города много лет носит имя своего знаменитого ученика первого набора.
В 1875 году в начале улицы граф открыл школу под названием "Немецкая школа на Гриве", переименованную в 1877 году в "Курляндскую земскую школу на Гриве". В 1875-1879 годы в этой школе учился будущий великий латышский поэт Янис Райнис. О нем хранится немало материалов в школьном музее, а несколько лет назад педагоги школы в архивах отыскали информацию о еще одном именитом ученике - Рихарде Зариньше. Он учился в 1887-1895 годах в тогда еще немецкой школе, а прославился как художник, график, популяризатор латышского народного искусства и автор эскизов денежных знаков и марок. В 1920-1930-х годах здесь находилась Гривская латышская основная школа. В годы Второй мировой войны здание сгорело, но в 1948 году было восстановлено. Здесь разместилась средняя школа № 6 с русским языком обучения, которой было присвоено имя Я.Райниса.

По материалам газеты "Сейчас".

увеличить

+1

2

В доме № 90 по 18 Новембра в 1920-1930-х годах находилась основная 5-я городская русская школа (директор - Елисеев), а с середины 1930-х годов - Даугавпилсская основная городская школа № 11 (директор - М.Зубков).

увеличить

+1

3

Здание старейшего учебного заведения в нашем городе находится на территории крепости.
В 1621 году шведы заняли Цесис , где находился иезуитский коллегиум , который иезуиты перевели в 1625 году в Динабург и открыли его близ костёла в 1626 году ( по другим данным , в 1631 г.). Коллегиум был первым учебным заведением в Латгалии. Он представлял собой закрытое учебное заведение для будуших католических проповедников. В 1778 году в нём обучалось 32 ученика, была обширная библиотека из около 7 тысяч книг. Тогда-же в город приехал немецкий духовный писатель Георг (Юрис) Ельгерс (1585-1672) , единственный известный католический писатель , писавший в 17 веке на латышском языке. В 1638 году он открыл в городе грамматические классы.
В новейшее время в этом здании помещалась 18-я средняя , затем 2-я восьмилетняя школа. Ныне , увы , здание пустует...

увеличить

увеличить

Отредактировано marser (Четверг, 7 июля, 2011г. 13:26:47)

+1

4

В трехэтажном доме № 38 по ул.Саулес (Петроградская)с мезонином - доме Духанова, размещались Мужская торговая школа, Бухгалтерские и конторские курсы Бебриса и Брежинского, Третье судно-сберегательное общество, еврейская гимназия, магазины. Часть дома была жилой. Местная газета сообщала, что в квартирах есть центральное отопление - большая редкость по тем временам, но мало света, да и двор тесный, без зелени. В 1945 году в помещениях по ул. Саулес, 38 открылась вечерняя школа рабочей молодежи, где в две смены учились более 700 учащихся. Позднее там-же был заочный торговый техникум. И по сей день там учатся - в Учебном центре проводят разные курсы.

увеличить

+1

5

История железнодорожного техникума в нашем городе - а именно так его в просторечии называют горожане , началась в августе 1922 года.
Разместилась Государственная профессиональная школа в здании Белорусской средней школы по ул.Варшавас 16, и работала там до 30.07.1924 года. Затем переехала в трехэтажное здание по ул.Каунас 25 , где и находится по сей день.
За годы своего существования неоднократно меняла название. 6.09.1923 года преобразована в железнодорожный техникум.
В октябре 1922 года стала готовить машинистов паровозов , а в октябре 1927 года - водителей автомобилей.
01.08.1929 года преобразована в Государственное ж.д. проф. училище. Вновь стала ж.д. техникумом в 1945 году.
В 2003 году после объединения техникума с ЖУ-2 на короткое время стала называться колледжем транспорта и связи , но вскоре преобразована в Латгальскую школу транспорта и связи.
Последняя метаморфоза в истории учебного заведения произошла в нынешнем году - после объединения с профтехшколой N.1 вновь образован Государственный  техникум.

На снимке - главное здание по ул.Каунас 25 в 20-е годы.

С использованием материалов ltsts.lv

увеличить

+2

6

25 октября 1903 года по проекту двинского архитектора Ивана Тальберга на Витебской улице, ныне Страдниеку, 16, начали строить городское ремесленное училище, которое открылось 1 июля 1904 года. 105 лет тому назад в Даугавпилсе произошла своеобразная «техническая революция», которая позволила готовить кадры для такого предприятия, как ПВРЗ (паровозо-вагонный ремонтный завод), ныне ЛРЗ, а также для других мелких предприятий, покончив с методами подготовки подмастерьев кустарным методом. Сохранилась фотография из частного архива М.Трусковского цеха клепки котлов для паровозов. Привычных для нашего времени наушников у рабочих не было. Горячие заклепки подавали к котлу, рабочий крепил их в специальном держателе в виде клещей, второй молотом бил по заклепке до тех пор, пока заклепка не садилась в нужное место до упора. Платили за этот труд хорошо, но рабочие быстро глохли от грохота, а потому их называли «глухарями». Позже эти же рабочие трудились на строительстве моста через Даугаву, который соединил два города — Гриву и Даугавпилс. Конструкции моста соединялись заклепками, о методе сварочных работ тогда еще не помышляли.
Во втором ремесленном училище был построен комплекс зданий: двухэтажное каменное здание из красного кирпича для училища, деревянный одноэтажный жилой дом и сарай. В зданиях разместилась низшая ремесленная школа, где заведующим был Н.Иванов. Школа просуществовала до Первой мировой войны. С 1920 года в этом здании размещалась Вторая польская школа, директором которой была Мария Кепло. Школа просуществовала до 1935 года. С 1935 года в этом здании находилась латышская основная школа № 1 имени П.Бриежа, где директором был А.Брауерс
C 1944 года в этом здании разместилась часть техникума железнодорожного транспорта — настоящая кузница кадров специалистов среднего звена для железной дороги и завода ПВРЗ. В 70-80-х годах прошлого века здание техникума было надстроено и к нему было пристроено новое большое здание. В этом комплексе до сих пор существует железнодорожный колледж, позже переименованный в Латгальское профессиональное училище транспорта и связи и ему было передано здание училища на улице Варшавас.

Статья от 2009 года.

+1

7

В начале второй половины 19-го века на углу улиц Шильдеровской (ныне Кр.Валдемара) и Постоялой (ныне Михоэлса) был построен большой двухэтажный кирпичный дом. В начале 20-го века дом Льва Захаровича Залкинда по углу улиц Шильдеровской №37 и Постоялой № 24.
В 1877 году наследники Н.Натансона открыли в  доме Залкинда типографию (литографию) «Бр.Натансон и Ко», на которой трудились 25 человек, которая просуществовала до 20-го века.
Там же Г.З.Шейнина открыла в начале века типографию, которая действовала до Первой мировой войны. После войны городские власти выкупили здание и перестроили под учебные заведения.
На угловой части дома был надстроен третий этаж, где размещался зал. Время этой надстройки пока установить не удалось. В этом же доме размещались: в начале 1930-х годов по улице Иебрауцама (ныне Михоэлса) Первая латышская начальная школа, директором которой был А.Врауэрс, по улице Домес (ныне Кр.Валдемара) Вторая латышская начальная школа, директор К.Веперс, и курсы пластики балета Н.Мирцева. По улице Иебрауцама №24 находилось отделение Латвийского народного университета, Даугавпилсское отделение.
После унификации и объединения школ в 1935 году всё здание занимала Вторая основная латышская городская школа. Латгальская народная консерватория в зале школы устраивала концерты.
Во время Второй мировой войны здание сгорело. После войны оно было восстановлено, перестроено в жилой дом, надстроены третий и четвёртый этажи.

                           http://uploads.ru/t/U/2/p/U2p0I.jpg
                                                                                                                                                               

Г.Маймин

Отредактировано marser (Понедельник, 7 ноября, 2011г. 18:14:06)

0

8

Вот что писал журнал «Церковь» более ста лет тому назад: «8 сентября 1908 года первая двинская старообрядческая община поморского согласия праздновала торжественное освящение общественного здания под двухклассное старообрядческое училище. На освящении при многочисленном стечении старообрядцев присутствовали: представители города, учащиеся, их родители и члены общины, трудами и средствами которых и было сооружено освящаемое здание.
Постройка здания производилась специальной строительной комиссией из четырех человек: Г.П. Романова, С.Р. Кириллова, Т.Л. Сидорова и Ф.Д. Филькова. Кроме того, на постройке особенно потрудились члены общины П.Р. Романов и Н.Ф. Филиппов». Далее сообщалось, что «здание училища рассчитано на 200 человек, оно просторное и светлое, имеет более 60 кв. саж. при 2 саж. высоты. В год открытия в училище обучалось 120 мальчиков. Преподавали: Е.Я. Стильба, С.Р. Кириллов и Л.А. Иванов».
На фото внизу школьники во дворике училища.
                                                                          http://uploads.ru/t/6/S/e/6SeH7.jpg
20 января 2013 года в зале собрались причетники, актив староверской общины, воспитанники воскресной школы и их родители.
«Это здание появилось раньше, чем был возведен Новостроенский храм Воскресения, Рождества Богородицы и Святителя Николы (1928), – говорит о. Алексий. – В разные годы в его стенах размещались: моленная, Совет общины, староверская воскресная школа, а также Двинское старообрядческое братство, усилиями которого устраивались вечера религиозной направленности, благотворительные балы и т. д.
После Второй мировой войны на этих площадях действовала общеобразовательная школа-семилетка, которую, кстати сказать, окончили некоторые наши ныне здравствующие прихожане. Например, Максим Карпович Денисов. Отрадно, что здание возвращено староверам Даугавпилса, это подтверждается соответствующими юридическими документами – последняя точка была поставлена 15 января 2013 года. В то же время должен заметить: вместе с радостью для нас прибавляются заботы и хлопоты по содержанию данного объекта недвижимости. Однако надеемся, что с Божьей помощью все образуется. В первую очередь переведем сюда воскресную школу, а далее последует возобновление деятельности Двинского братства, в планах также организация музея с постоянно действующей экспозицией.
                                                                           http://uploads.ru/t/h/9/j/h9jWQ.jpg
На фото - здание школы по ул.Таутас 11.

Источник http://www.grani.lv/daugavpils/32186-k- … nnost.html

Отредактировано marser (Четверг, 24 января, 2013г. 15:45:50)

0

9

На ул.Варшавской 16 с 1922 по 1934 г.г. работала белорусская гимназия.
В январе 1922 г. родители Даугавпилской белорусской школы обратились в Министерство образования с просьбой открыть в городе белорусскую среднюю школу, бюджетная организация Саэйма (благодаря поддержке Я. Райниса, министра образования А. Дауге и его товарища В. Сейле) выделила средства на ее организацию . В марте Кабинет министров разрешил гражданину Литвы И. Красковскому начать работу на государственной службе в качестве организатора белоруской гимназии в Даугавпилсе, а в сентябре была открыта гимназия гуманитарного типа с 70 учениками . На должности директора был И. Красковский, затем П. Жердий, а с 1924 г. — С. Сахаров. В 1926г. в Даугавпилской гимназии были изданы 4 номера журнала "Школьная праца", работал школьный хор.
Во второй половине 20-х гг. при школе открылись электрифицированная слесарная мастерская и кузница (для обучения ремеслу), столярная и пошивочная мастерская. При гимназии был бесплатный интернат на 45 мест. Нужно отметить, что школьному директору С. Сахарову удалось наладить очень хорошие контакты с даугавпилским Литовским обществом. На школьных мероприятиях и концертах пелись и литовские песни. С 7 ноября 1932 г. гимназия  работала в полном четырехклассном составе . В 1934/35 учебном году в школе было 89 учеников.
Действовал так-же театральный кружок , где ставились пьесы на белорусском языке.
                                                                                           http://uploads.ru/t/F/m/R/FmRJM.jpg

0

10

В первой половине 19-го века на углу улиц Петербургской (потом Саулес)  и Театральной (потом Театру) №19 в 1847 году был построен большой трехэтажный угловой каменный дом.
21-го июля 1906 года в этом здании была основано 7-классное коммерческое училище Александра Ивановича Сахарова, открытие которого состоялось в 1907 году, здесь обучалось 263 ученика, директором училища был Г. Я. Киприанович. Училище просуществовало до первой мировой войны.
В 1920 году в этом здании открылась 2-ая основная (начальная) еврейская школа с преподаванием на языке иврит, директором которого был Израил Гинзбург (1888-1941). Эта школа тогда считалась одной из престижнейшей еврейских школ города. При школе некоторое время действовал детский сад.
Школа росла и со временем не смогла вместить всех желающих в ней учиться. В 1927 году школа разделилась: была образована 5-ая еврейская основная школа с преподаванием на языке иврит, директором которой стал Моше Каятский (1878-1841).
В этом доме в 30-х годах размещалось Даугавпилсское отделение учительского союза “Хаморе”, который был закрыт в конце 1935 г. После реорганизации школ и изменения их нумерации в 1935 году здесь разместилась часть основной 16-ой городской еврейской школы. Часть школы и дирекция размещались на углу Саулес №5 с преподаванием на языке иврис, директором школы был Гирш Нейшлос (1902-1941).
В 1938 году здесь разместилась 4 еврейская школа.В 1940-1941 учебном году школа была переведена на преподавание на языке идиш, директором школы была Рахиль Штейман (1899-1948).
После ВМВ в этом здании располагалась 1-я специальная
школа.
После денационализации здания школа переместилась на Новое строение , а здание населяют различные фирмы.
                                                               http://uploads.ru/t/f/1/a/f1aVr.jpg
На фото слева - здание бывшей школы по ул.Саулес 19.
Фото позаимствовано с ресурса GOOGLE EARTH.
                                                                                                                               
Материалы представлены Г.Маймин.

Отредактировано marser (Среда, 14 марта, 2012г. 12:44:03)

0

11

В доме №20 по ул.Варшавской  в 1920 году открылась частная русская четырехклассная школа, которая через три года была преобразована в городскую гимназию №2, а с 1935 года там была 11-я основная городская русская школа, просуществовавшая до Второй мировой войны.
                                                   http://uploads.ru/t/O/L/X/OLXlf.jpg
На фото 30-х годов ХХ века перед зданием школы учащиеся представляют модные в ту пору "композиции". Мальчики с макетами винтовок, а девочки движениями рук символизируют некую экспрессию. Интересно , что виднеющееся вдали здание населяла в то время белорусская гимназия. Здания сохранились , и теперь в них жилые дома.
Фото представлено коллегой Ю. Чертовым.

Отредактировано marser (Среда, 29 февраля, 2012г. 18:55:31)

+1

12

В двухэтажном каменном доме Кудрашевых (Sliežu №44) в 1920-х и 1930-х годах размещалась Нидеркунская (Гривская) государственная основная школа, в 1940-1980-х годах восьмилетняя школа №1, а в 1980-1990-х годах - натуралистический отдел Дома пионеров и школьников.
http://uploads.ru/t/v/s/B/vsBPL.jpg

0

13

О ЕВРЕЙСКИХ ШКОЛАХ

О бытовавшей системе еврейского религиозного образования в Латгалии поведал историк Иосиф Рочко, обширный доклад которого, к сожалению, приходится публиковать в значительном сокращении. Итак, процесс обучения начинался в возрасте 5 лет в хедере (начальной школе), где на первом этапе детей учили читать, понимать тексты Торы и молитв. Затем (с 7–8 до 13 лет) ученики приступали к изучению Талмуда. Обучение было платным. Дети неимущих учились в особой школе – Талмуд–Торе, содержавшейся общиной.
По религиозным канонам образование было обязательным только для мальчиков. В возрасте 13 лет мальчик мог продолжить учебу в иешиве (духовной академии). Русское правительство рассматривало общеобразовательную школу важнейшим средством решения еврейского вопроса в империи. При Николае I предпринимаются действия по реформированию еврейского образования. Задача учрежденного (1840) правительственного комитета заключалась в том, чтобы «действовать на нравственное образование нового поколения евреев учреждением еврейских училищ в духе, противном нынешнему талмудическому учению». Создаются государственные школы для евреев, где наряду с традиционными еврейскими предметами преподавались и общеобразовательные. Но евреи не хотели посылать детей в казенные школы. Получение общего образования еще не приводило к улучшению правового положения евреев. Стимул для получения общего образования появился при Александре II, когда правительство стало руководствоваться принципом «избирательной эмансипации», повышая правовой статус отдельных категорий евреев. Так, лицам с высшим и специальным образованием даровалось право «повсеместного жительства», т. е. они могли легально жить вне черты оседлости. Открывались перспективы государственной службы. В Динабурге с 1886 года действовали два частных женских еврейских училища, казенное еврейское училище для мальчиков, 7 частных еврейских школ для мальчиков. Активным организатором еврейского женского образования в городе была Берта Гинзбург. До Первой мировой войны Талмуд–Торами заведовал почетный гражданин города Моисей Дунский. В 1919 году при советской власти в Двинске действовали 3 еврейские школы с преподаванием на идиш. В 1930-е годы многие еврейские дети учились в светской школе, а после уроков посещали хедер. Законодательной основой еврейского образования в Республике (1918–1934) были: Закон «Об образовательных учреждениях Латвии» и Закон «Об устройстве школ национальных меньшинств». Лига Наций посчитала законы об образовании в Латвии и Эстонии лучшими в Европе. Финансирование еврейских школ обеспечивало государство и местные самоуправления. Помогали и еврейские благотворительные организации. Основное образование было бесплатным, а среднее и профессиональное – платным. До 1934 года часть еврейских родителей отправляли детей в русские или немецкие школы. Государственный переворот ликвидировал автономию школ нацменьшинств. Департамент по делам национальных меньшинств Министерства образования был упразднен. Усилились меры наказания за нарушения Закона «О госязыке». Число еврейских школ сократилось с 122 в 1932 году до 77 в 1939-м. В 1934 году в Даугавпилсе было 4 латышских школы, 6 – русских, 4 – польских, 5 – еврейских, по одной немецкой и белорусской школе. Больше внимания стало уделяться ивриту и религии, девочки и мальчики должны были учиться отдельно. Дети из зажиточных семей переходили в латышские школы – после их окончания легче поступить в средние и высшие учебные заведения. В 1940-м еврейские школы стали семилетними и перешли на идиш. Религия отменялась. Учебники времен ЛР признавались непригодными, а советские еще не поступили, их выдали только учителям – дети занимались по записям со слов и разъяснений преподавателей. Катастрофой для еврейских школ стал 1941-й, когда большая часть детей и учителей оказались в Даугавпилсском гетто. Сохранился уникальный документ, в котором руководитель юденрата Даугавпилсского гетто Мовшензон обращается к городским властям с просьбой выделить помещение и оборудование для организации школы. Написано на пожелтевшем листочке тетради. Еще жила надежда на спасение...
Золотым временем для еврейского образования считается 1929/1930 учебный год, когда в Латгалии действовало 36 еврейских образовательных заведений, в них работали 314 педагогов, учились 4400 детей. После войны еврейских школ не было. Лишь 1 сентября 1989 года в Риге открылась первая национальная еврейская государственная школа. Сегодня в столице действуют 2 еврейские школы: одна с религиозным уклоном, другая – светская, общеобразовательная. В годы Атмоды в Даугавпилсе и Резекне возникли воскресные школы, где детей знакомили с основами иудаизма, традициями, историей, ивритским алфавитом. Сейчас лишь несколько человек посещают такие занятия.

Grani.lv

0

14

СУДЬБА БЕЛОРУССКОГО  ОБРАЗОВАНИЯ

Доклад историка-краеведа Николая Павловича назывался «Белорусское образование в Даугавпилсе». Одной из целей культурно-просветительного общества, основанного в 1921 году, было открытие национальных школ. Для подготовки учителей, владеющих белорусским языком, в Даугавпилсе заработали учительские курсы. Получить профессию захотели более 50 человек, но успешно окончить курсы смогла лишь половина из них. При курсах было организовано три класса, что впоследствии обернулось открытием начальной школы, директором которой стал А. Якубецкий. В 1923 году в школе обучалось 175 детей. Учреждению приходилось менять место расположения, пока оно не обосновалось в здании №98 на Ковенской улице. Совет Белорусского общества принял решение о создании в Двинске гимназии, что было поддержано тогдашним министром просвещения Дауге. Ее директором в апреле 1922 года утвердили Я. Красковского, выпускника Петроградского университета. Для гимназии подобрали кирпичное здание из 19 помещений на ул. Варшавской, 16. При гимназии имелись мастерские, оборудованные станками. Большинство гимназистов съезжались на учебу из деревень, поэтому был открыт интернат. В гимназической библиотеке имелось много книг на разных языках. Но столь стремительное развитие белорусской школы вызвало настороженность, поступали доносы, что белорусы собираются отторгнуть Латгалию от Латвии. Дело дошло до суда, однако процесс хоть и закончился оправданием подсудимых, итог все равно выглядел печально – к белорусам было посеяно недоверие. Ряд белорусских школ были закрыты. В 1925 году директором гимназии в Даугавпилсе назначается С. Сахаров – известный историк и педагог. Но в 1930-е годы вновь предпринимаются попытки ликвидировать гимназию. Вместо Сахарова директором становится ксендз А. Чаман, потом преподаватель и священник Я. Плонис.
В 1935 году белорусская, русская и польская гимназия были объединены во 2-ю государственную гимназию. Последний выпускной для белорусов состоялся в 1939 году, их было всего несколько человек… В годы немецкой оккупации в городе работали две начальные белорусские школы. Одна на Ковенской улице, 8, вторая на Гриве. На ул. Имантас действовало управление белорусских школ в Латгалии. В настоящее время при белорусском обществе «Уздым» создана воскресная белорусская школа. Попытки сделать ее городской власти не поддержали.

Grani.lv

0

15

25 января 2013 г. в средней школе Centra состоялась IX Даугавпилсская краеведческая конференция «Школьное образование в Даугавпилсе – от истоков до современности». Организаторами выступили Русский исторический клуб, средняя школа Centra, общество Latgales novadpētnieki, Даугавпилсский краеведческий клуб.
Преподаватель истории Инна Лобанова посвятила свой доклад педагогической деятельности иезуитов в Динабурге (1630–1812), где в 1630 году открылось первое учебное заведение – иезуитский коллегиум, в котором на тот момент обучалось 32 ученика. При коллегиуме имелась библиотека в 7 тыс. томов, ставшая первой динабургской библиотекой. Польский историк С. Зеленский («Иезуиты в Польше», 1908) писал: грамматическую школу в Динабурге открыл в 1638 году председатель резиденции иезуитов Ю. Элгерс, а М. Боровскис в 1641 году открыл гуманитарную школу. В Динабурге преподавали как минимум два-три магистра. Иезуиты заботились об уюте в учебном заведении, строили новые общежития. В XVII–XVIII вв. иезуиты имели репутацию блестящих педагогов и воспитателей. В коллегиуме Динабурга преподавали именитые учителя, одним из которых был Юрис Элгер, после смерти Элгера был издан его польско-латинско-латышский словарь, благодаря чему в латышский язык вошли новые слова, такие как droшиba (смелость), brаlиba (братство) и др. В коллегиуме поощрялось индивидуальное соперничество, регулярно выделялись лучшие и отстающие ученики. Для лучших предусматривались почетные звания, почетные места в классе. Для отстающих – скамьи позора, колпак с ослиными ушами, прозвища и физические наказания розгами.
В 1772 году, после первого раздела Польши, Инфлянты (Латгалия), в том числе Динабург, вошли в состав России. В 1785-м динабургский комендант сообщал, что в городе есть 3 иезуитские школы и 3 приходские школы. Занятия проходили на польском языке, но с 1786 года стали изучать и русский язык. В 1811 году царское правительство выкупило у иезуитов костел, здание коллегиума и земельные владения за 300 тыс. рублей. Коллегиум вместе с воспитанниками и наставниками перевели в Краславу, костел был обращен в соборную церковь. Указом Александра I от 13 марта 1820 года члены «Общества Иисуса» изгонялись из Российской империи. Истинная причина изгнания была в том, что иезуиты выражали интересы шляхты и духовенства, выступавших за восстановления Речи Посполитой в границах 1772 года. Тем не менее своей цели иезуиты в Динабурге достигли, выполнив завет Папы Римского обратить население в христианство, приобщить к грамоте, построить храмы, основать школы и миссии, создать очаг европейской культуры «на краю света», как мыслил о Латгалии Папа Пий II («О Европе»).

Grani.lv

0

16

Школы 1945 года
Одна из важнейших послевоенных задач связывалась с восстановлением образования. В этой связи интерес представляет исследование профессора  кафедры истории Даугавпилсского университета, руководителя Центра устной истории ДУ Ирены Салениеце, которая «нарисовала» социальный портрет учителей Даугавпилса в 1945 году.
Ирена Салениеце считает, что недостаточно просто декларировать процессы и тенденции послевоенного периода, как это зачастую принято, необходимо опираться «на богатейший эмпирический материал («реальные данные»), терпеливо дожидающийся своих исследователей во многих архивах». «В противном случае мы рискуем впасть в тенденциозность и чрезмерную политизацию», – подчеркивает исследователь.

Судить о причинах

В ходе выяснения общих характеристик учителей 1945 года создавался своего рода портрет данной социальной группы, функционально предназначенной для осуществления социализации подрастающего поколения на определенном историческом этапе. Такой портрет помогли «нарисовать» списки педагогического персонала школ города на 1 октября 1945 года, которые хранит Даугавпилсский зональный архив. В результате их исследования обнаружилось, что к началу 1945/1946 уч. г. в Даугавпилсе действовало 9 школ – 3 латышских, 5 русских и 1 польская. В общей сложности в них работало 139 учителей. При этом среди учительского состава доминировали женщины (77%), было много молодых людей – война выкосила более старшее поколение. Пострадал и национальный состав города, мы знаем, какая трагедия обрушилась на даугавпилсских евреев, в числе которых было немало учителей.
Выяснилось и то, что в 1945 г. подавляющее большинство учителей Даугавпилса (90%) были беспартийными (графа «партийная принадлежность» в списках педагогического персонала подразумевала членство в коммунистической партии). Стаж многих учителей не превышал и одного года (25%), что соответствует возрастным характеристикам – 27% учителей были моложе 25 лет. Положение с учителями объяснялась и сложной внутриполитической ситуацией – «чистками» учительского состава, начало которым было положено в 1940/1941 уч. году. Как результат: опытных учительских кадров недоставало даже для работы с заметно сократившимся по сравнению с довоенным периодом количеством учеников. По воспоминаниям учительницы Ольги Зверы, летом 1944 года для работы в школах Даугавпилса приглашались люди даже с неоконченным педагогическим образованием. 
И. Салениеце делает акцент на том, что у части учителей (18%), прибывших в город, становление происходило в Советском Союзе. Эти люди, объединенные схожими политическими, этическими, эстетическими и другими представлениями и идеалами, ехали к нам из Витебска, Минска, Смоленска, Уфы, Одессы, Харькова и др. городов. Они воспитывались на одних и тех же книгах, песнях, фильмах. Эти идеалы пропагандировались и поощрялись властями. С декабря 1944 г. по октябрь 1945-го бюро ЦК КП(б)Л трижды рассматривало вопрос о работе школ, в том числе об учителях, констатируя крайне неудовлетворительную работу с учительскими кадрами – в учительской среде оставались те, кто получил образование в Латвии, в дореволюционной России, за рубежом.
У этих людей были иные представления о жизни, указывает Салениеце. К примеру, они не видели ничего плохого в религии или не понимали всей «привлекательности» советского строя – колхозов, принудительных работ на «ударных» стройках и т. д. В октябре 1945 г. ЦК партии обязал Центральный Совет профессиональных союзов Латвии «серьезно заняться созданием широкого актива из преданных советской власти и народу учителей с тем, чтобы противопоставить его влияние влиянию буржуазных националистов и других фашистских агентов на отсталую в политическом отношении часть учительства». При подобной политике имелись все шансы «превратить школы республики в подлинно советские школы, воспитывать детей в духе преданности к советской Родине и партии, ненависти к врагам народа, буржуазным националистам и их пособникам»
Исследование материалов личных дел, особенно собственноручно написанных биографий, позволило исследователю судить о причинах, приведших в Даугавпилс уроженцев разных мест огромного СССР. Кто-то прибыл с мужем или отцом-военнослужащим, направленным в Латвию еще до войны (1940/1941), поэтому после войны эти люди возвращались в Латвию уже как к себе домой. Вот выписка из архивного документа: «В 1945 году вернулись в Двинск, работаю в городском отделе народного образования». Кто-то оказался в Даугавпилсе вместе с войсками Красной армии, в рядах которой проходила служба.
Были и те, кто оказался в Даугавпилсе по другим причинам: «В июне месяце 1944 года приехала в Краснодар, а через 2 месяца в город Даугавпилс ЛатвССР. В Даугавпилсе вначале работала бухгалтером воинской части п/п 29947, а 15 марта 1945 года получила назначение во 2-ю среднюю школу преподавателем истории, географии 8–11-х кл.». Немало было и тех, кого в Даугавпилс направляли на работу: «Меня освободили от работы по правительственному вызову в г. Москву на курсы руководящих работников Наркомпроса ЛатвССР». После окончания курсов эта женщина месяц проработала инспектором Наркомпроса ЛССР, после чего была направлена в Даугавпилс, где вскоре стала директором 1-й латышской средней школы. В данном случае речь идет об этнической латышке родом из Башкирии, которая родным языком указывала русский.

Чужеродные элементы

И. Салениеце обращает внимание и на то, что образовательный уровень приезжих учителей послевоенной поры был невысок: ни одного учителя с университетским образованием. Находились и со средним образованием. Но как не посочувствовать обездоленным войной людям, в их попытке найти для себя более благоприятные условия жизни: «Когда мои родители переехали жить в Латвию, я приехала вместе с ними (1941). Отец мой в то время был командиром запасной части, а мать в 1939 году была избрана в Верховный Совет г. Харькова. Когда началась война, отец пошел добровольцем на фронт бить немецко-фашистскую банду, и никакого понятия о нем не имею по сей час. Мать пропала во время боя, и нет от них никакого известия. Трудно было мне жить в стране, порабощенной фашизмом.
Но настало время, когда народ, освобожденный Красной армией, стал свободно идти вперед, строя новую социалистическую жизнь». После только что прочитанных вами слов И. Салениеце делает вывод: «У нас нет серьезных оснований полагать, что субъективные намерения этих людей хоть в малейшей мере были нацелены на нанесение какого-либо ущерба Латвии и ее жителям. Однако отношения субъективного и объективного факторов в истории складываются, как правило, столь причудливо, что зачастую субъективно доброе намерение приносит зло, а злое оборачивается благом». Причину негативных последствий исследователь видит «в неспособности или нежелании считаться с другими людьми, в стремлении навязать свою волю, основанную на собственном понимании сути вещей, людям, которые по каким-то причинам видят мир иначе». 
В частности, по ее мнению, объективным результатом явилось стремительное внедрение в состав городских учителей относительно чужеродных элементов, т. е. «функция целенаправленной социализации подрастающего поколения в значительной мере начала переходить к людям, для которых история Латвии, традиционные ценности местного населения были чуждыми и непонятными». Партия выдвигала задачу решительной перестройки учебно-воспитательной работы в школах на основах советской педагогики. 
По мнению эксперта, важнейшей предпосылкой советизации латвийской школы явилось то, что уже в 1945 году более 20% учителей прибыли из Советского Союза. Не могу не дополнить такое умозаключение уважаемого эксперта тем, что с просторов СССР, утопающих в страшной послевоенной разрухе, в Латвию, и в Даугавпилс в частности, кроме учителей, стекалось и множество других специалистов. Перед ними стояла задача, связанная с налаживанием мирной жизни: возведением школ, детских садов, строительством и запуском промышленных комплексов, прокладке шоссейных дорог, железнодорожных путей, мостов и мн. др. И если подавляющее большинство построенных после войны заводов для шагнувшей в независимость Латвии оказались ненужными, то школы и детские сады, претерпев современную реновацию, выглядят очень даже неплохо. Однако и при первичной сдаче в эксплуатацию вид этих учреждений был наряден!
А что касается, к примеру, мостов, то председатель Союза журналистов Юрис Пайдерс иронизирует: «В независимой Латвии за 20 лет построен один Южный мост – самый дорогой в мире. Но все пользуются тремя другими мостами, построенными за счет налогов нынешних пенсионеров». В числе которых, заметим, и бывшие даугавпилсские учителя.

700 учителей на 8931 школьника

Возвращаясь к школьному образованию: к 1949 году нехватку педагогов для школ-семилеток компенсировали созданием краткосрочных курсов или подготовки преподавателей по сокращенной программе в пединститутах. Через 9 лет вводится обязательная «восьмилетка», при этом полное среднее образование увеличили до 11 лет. Позднее был восстановлен 10-летний период обучения.
Выпускники восьмилеток могли продолжать обучение в 9–10-х классах дневных или вечерних школ, в профессионально-технических училищах, техникумах. В Латвии к 1970 г. по сравнению с 1940/41 гг. число школьников выросло с 242 000 до 353 000. Все виды образования можно было получить как на титульном, так и на русском языке. Срок обучения в русских школах (с обязательным изучением латышского языка) составлял 10 лет. Учащиеся национальных школ республик учились на год больше, так как надо было увеличить их конкурентоспособность в громадном СССР.
Сегодня Министерство образования и науки согласовало закрытие пяти школ в будущем учебном году, вдобавок к уже ликвидированным. Закрытию подлежат 68-я Рижская средняя школа, Берзгальская основная и начальная школы, Гарсенская основная школа, Сарканьская основная школа. В этих школах получали знания 569 детей. Интересно, а куда денутся сельские учителя? Неужели всех на раз трудоустроят? И вообще, складывается впечатление, что современная школа должна больше гордиться количеством учеников, а не достижениями своих выпускников.
Хотя, конечно, если отталкиваться от высказывания У. Черчиля: «Школа не имеет ничего общего с образованием. Это институт контроля, где детям прививают основные навыки общежития», – тогда ситуация становится более понятной – ведь контролировать можно где угодно, какая разница, в какой школе. В Даугавпилсе на настоящий момент 5 основных и 13 средних школ. В Управлении образования газете «СейЧас» ответили, что в них трудятся около 700 учителей, обучающих всевозможной грамоте 8931 школьника на 1043,18 ставки.

http://www.grani.lv/daugavpils/52778-sh … -goda.html

+1


Вы здесь » GoroD » Образование » Школы