GoroD

Объявление

29 апреля 2018 года, с 9:00 до 12:00 в помещении филиала РТУ Смилшу 90, состоится весенний, расширенный слёт коллекционеров. Вход свободный.

Информация о пользователе

Привет, Гость! Войдите или зарегистрируйтесь.


Вы здесь » GoroD » Наши города и страны. » Армения


Армения

Сообщений 1 страница 20 из 20

1

ИСТОРИЯ АРМЕНИИ
Эпоха до Р.Х. Образование армянского народа и создание государства

Армянский народ- один из древнейших современных народов. Он пришёл в мир из такой глубины веков, когда не только не существовали современные нам европейские народы, но и едва зарождались народы античной древности - римляне и эллины

Названия страны Arminia и народа Armina встречаются впервые в клинописях персидского царя Дария I , правившего в 522-486 гг. ; до н..э. Армины этих надписей, называемые у Геродота а р м е н а м и, были, как полагает одна из гипотез современной науки, индоевропейским народом, переселившимся на свою новую родину из Европы черед Малую Азию. Примерно в XII веке до Р. Х. индоевропейские предки современных армян, вместе с родственными им фрако-фригийскими племенами, переселились из Фракии в Малую Азию и около шестисот лет жили здесь рядом с хеттскими народами. 3атем они двинулись на восток и утвердились в западных и юго-западных областях Армянского нагорья.

Другая гипотеза относит возникновение праармянских племенных союзов на территории Армянского нагорья к IV -III тысячелетиям - до Рождества Христова, а прародиной индоевропейских народов называет Малую Азию, Армянское нагорье и западную часть Иранского Нагорья. Пришельцами, по этой гипотезе, были в VII веке до Р. Х. фрако-фригийские племена, которые под давлением «народов моря», форсируя Евфрат, заселили юго-западную часть Армянского нагорья и жили здесь рядом с праармянскими и другими племенами.

Армены, названные аримами в «Илиаде» Гомера, ко времени возникновения этой героической поэмы (IX -VIII века до Р. Х.) заселяли даже область, пограничную с Киликийским Тавром.

Само название армян - хай (hay) , по предположениям, произошло от названия народа - хайасы. Страна Хайаса и народ хайасы упоминаются на глиняной хеттской таблице, относящейся ко второму тысячелетию до нашей эры, она была найдена при раскопках столицы хеттского государства - Хаттушаш.

Территорию древней Армении ассирийцы во втором тысячелетии до нашей эры называли «страной Наири» (страной рек), 60 разноплеменных мелких царств и сотни городов входили в эту легендарную страну

В первом тысячелетии до Р.Х. ассирийские клинописи уже говорят об урартах, потому что в начале IX в., после объединения племён «страны Наири», образовалось могущественное царство Урарту со столицей Тушпа (Ван). Это древнейшее государство на территории СССР

В течение IX -VI веков до Р. Х. народами Урартского царства была создана своеобразная и сравнительно высокая древняя цивилизация, определившая культурное будущее древней Армении. О высотах этой цивилизации свидетельствует не только существование письменности, заимствованной из вавилоно-ассирийской клинописи, но и развитие земледелия, скотоводства и металлургии, а также высокая техника строительства крепостей-городов. Одна из них, Эребуни, основанная в 782 году до Р. Х. одним из первых урартских царей Аргишти, находится на территории современного Еревана, имя которого восходит к этому древнему названию. Другая - Тейше-баини, также находится на территории Еревана (холм Кармир-Блур), она была основана Руса II (685-645) - последним царём Урарту. Агония Урартского царства, начавшаяся в результате войн с Асси-рией, пришлась на 590-580 гг. до Р. Х., вскоре Урарту навсегда покидает арену истории

После Урарту эстафету истории на этой земле приняло древнее Армянское царство. Еруанд, Тигран Ервандуни - имена первых армянских царей, это уже были представители индоевропейских арменов. Последние, смешавшись с аборигенами-хайами и урартами, образовали с течением веков народ древней Армении. Известно также, что при первых Ахеменидах, персидских царях Кире (550-529) и Камбизе (529-522), армяне, объединённые под властью царя, были в союзных и вассальных отношениях с могущественным персидским государством, сменившим царство мидян. Позднее, после неудачного восстания против Дария Гистапа, армянское царство, как и другие вассальные царства Персии, вынуждено было довольствоваться статусом сатрапии.

Господство древних персов в Армении длилось более двух столетий (550-330 гг. до Р. Х.)

О жизни древней Армении в эпоху Ахеменидов имеются некоторые сведения у Ксенофонта (V в. до. Р. Х.), который в своём «Анабасисе» описал в качестве очевидца отступление десяти тысяч греков через Армению к Чёрному морю в 401-400 годах до Р. Х. Главными занятиями армян, как следует из его свидетельства, являлись земледелие, скотоводство и садоводство. Отступавшие через Армению греки находили повсюду в деревнях Армении обильные запасы сельскохозяйственных продуктов: пшеницу и ячмень, стручковые плоды, изюм, ароматные вина, свиное сало и разные масла - кунжутное, миндальное и фисташковое. Упоминается также ячменный напиток, похожий на пиво, который тянули из кувшина через тростинку. Из домашних животных упоминаются в «Анабасисе» козы, овцы, быки, коровы, свиньи, куры и лошади.

Страбон (I в. Р. Х.) сообщает, что «Армения имела прекрасные пастбища для лошадей, в чём она не уступала Мидии, так что несайские лошади, которые служили персидским царям, выводились и здесь, а армянский сатрап посылал персу ежегодно по две тысячи жеребят для празднества Митры»

По Геродоту (V в. до Р. Х.) вооружение армянских воинов той эпохи состояло из небольших щитов и коротких копий, они имели также дротики и мечи, носили плетёные шлемы, на ногах - высокие башмаки

Завоевание Персии Александром Македонским в 330 году до Р. Х. и образование на Востоке эллинистической монархии Селевкидов определило новую эпоху в политическом и хозяйственном развитии древней Армении. К началу этой эпохи территорию, населённую армянами, составляли три отдельные области: Большая, или Великая, Армения, центром которой стала Араратская равнина, Софена - лежавшая между Евфратом и верхним течением Тигра, и Малая Армения- между Евфратом и верхним течением Ликоса. Ни одна из этих областей не была прочно завоёвана ни при Александре Македонском, ни при его преемниках. После возникновения Селевкидского царства эти три области также сохранили свою внутреннюю самостоятельность и управлялись местными династами, которых древние источники часто называют «царями» (базилевсами). Династы Армении платили Селевкидам лишь дань и в военное время поставляли войско .
Арташес IСелевкидское царство в 189 году до Р. Х. было завоёвано римлянами, Большая Армения освободилась от селевкидского господства. Местный династ Арташес объявил себя независимым царём Великой Армении Арташесом I , присоединив к ней области Малой Армении и все земли вокруг, где говорили на армянском языке. Присоединение же Софены к Великой Армении затянулось примерно на 70 лет, до времени Тиграна II

Важнейшим историческим событием начала царствования династии Арташесидов было завершение формирования армянского языка и окончательное этническое оформление армянского народа. Страбон свидетельствует, что в этот период весь народ, населявший Армянское нагорье, говорил на одном языке - армянском. Эллинистический мир и эпоха эллинизма служили могучему культурно-экономическому прогрессу Востока и привели к заметному перелому в жизни Армении. Чеканка в армянских царствах собственной монеты с греческими надписями - показатель усиления торгового обмена и денежного обращения в Армении и всей Передней Азии. Именно в эту эпоху были основаны первые города древней Армении, в их числе столица Великой Армении - Арташат (Art ахiasata , с греческого «радость Артаксия»). Расположившись на магистральном пути к портам Чёрного моря, он стал не только политическим, но и важнейшим торговым центром древней Армении. Время его основания совпало со временем установления сухопутных торговых отношений с Индией и Центральной Азией и транзитных - с Китаем. Плутарх называет Арташат «Карфагеном Армении» и пишет о славе, которой пользовался в римском обществе этот крупный и красивый город.
Греко-персидские войны, великие смуты эпохи диадохов редко нарушали мирное развитие армянских областей, оставляя их в стороне от этих мировых событий. Армения копила запас сил - быстро росло её население, богатство страны в этот период отмечалось в греческих и римских хрониках. Наступил I век до Р. Х. - Тигран Великийзолотой век Великой Армении, время правления Тиграна Великого (95-55 гг.), внука Арташеса I . Столицей государства стал Тигранакерт, расположенный на месте нынешнего Фаркина, ему предназначалось стать "одним из центров эллинистической науки, искусства и литературы. В нём жил выдающийся ритор той эпохи Амфикрат, изгнанный из 14фин. Плутарх описывает театр и приглашённую в Тигранакерт греческую труппу. Философ Метродор из Скепсиса, названный Плинием «ненавистником римлян», был ближайшим советником Тиграна. Эллинизм и греческий язык проникли в аристократию той эпохи настолько, что сын Тиграна и его преемник - Артавазд писал, по свидетельству Плутарха, речи и трагедии на греческом языке. Развивались торговля, ремёсла и промышленность, массового рабства не существовало, землю обрабатывали крестьянские общины.

Армения в эпоху правления Тиграна ВеликогоОбширная империя Тиграна не была, конечно, целостным государством, это была пёстрая смесь племён и народов, стоявших на различных ступенях общественного и культурного развития. Империя охватывала большую часть Передней Азии, она распространилась от Каспийского до Средиземного морей, от Месопотамии до реки Куры, вассалами были сопредельные государства и народы - Иберия и Цибания на севере, Парфия и арабские племена - на востоке и юге. В этих границах Великая Армения продержалась, однако, недолго. После поражения союзника Тиграна - Митридата Понтийского, она оказалась в одиночестве между могущественным Римом и усилившейся Парфией, напиравшими с Запада и с Востока. В 69-66 годах до Р. Х. империя распалась. Под властью Тиграна осталась лишь Великая Армения, которая была объявлена «другом и союзником римского народа».

+3

2

I-IV века Р.Х. Принятие Арменией христианства. Раздел государства между Римом и Персией.

Вступление Армении в новую эру, о приходе которой, впрочем, наши далёкие предки даже не подозревали, совпало с концом династии Арташесидов, правивших ею почти два столетия. Перешла в новую эру и созданная Арташесидами армянская государственность, которой в последующие два тысячелетия предстояли тяжелейшие испытания.

История первых четырёх веков новой эры для Армении - это история постепенной утраты самостоятельности и раздела Армянского царства между двумя могущественными соседями - Римской империей и царством персов, сменившим в III веке государство парфян. Этому способствовала и внутренняя борьба в самой Армении, где соперничали два начала, влиявшие на армянскую культуру: более новое - эллинизм и традиционное - иранизм. Таким образом, перед Арменией стояла дилемма - либо слиться с Римской империей, поддаться романизации и потерять самостоятельность, как Галлия на Западе, либо открыто войти в состав Восточного мира и разделить его исторические судьбы

До середины первого столетия на армянском престоле сменился целый ряд правителей, угодных Риму и поддерживавших с ним вассальные отношения. Во второй половине столетия римское влияние в Армении начинает уступать парфянскому - на армянский престол взошёл Трдат - основоположник новой, Аршакидской династии. В ответ на это Нерон послал на Восток свои легионы.

Несколько лет войны не принесли римлянам успехов и они вынуждены были принять символическое выражение покорности со стороны Армении: Трдат согласился лично прибыть в Рим, чтобы из рук Нерона принять знаки царского достоинства. Это была победа древней армянской дипломатии.
О поездке Трдата в Рим рассказывают многие античные историки - Тацит, Светоний, Плиний. Ехал Трдат в сопровождении тысячи знатных армян и парфян, все расходы по этой поездке Римом были приняты на свой счёт, в Риме Нерон устраивал в честь Трдата пиры, сам играл перед гостем на кифаре и выезжал на арену в колеснице, что, впрочем, армянский царь не очень одобрил, найдя всё это не царственным занятием.

В заключение празднеств Нерон торжественно венчал Трдата на царствование, но никаких определённых обязательств армянский царь перед Римом не принял. Более того, он привёз с собою из Рима художников, мастеров и рабочих, а также деньги для восстановления разрушенных римлянами городов. Борьба между Римом и Парфией продолжалась весь второй век, Армения окончательно утвердилась в тесных пределах собственно армянских областей и отказалась от притязаний на наследие Тиграна Великого.

Крещение Армении (Айвазовский)В эту же эпоху столица Армении была перенесена из Арташата в Нор-Кахак (Новый Город), позднее переименованный в Вагаршапат. Вся история этого города связана с армянской церковью. 301 год - важная дата в национальной истории, Армения приняла христианство одной из первых в древнем мире, тогда же христианство стало её государственной религией. Престол Католикоса всех армян в 1441 году обосновался в столице - Вагаршапате, в монастыре Эчмиадзин (перевод этого слова означает место, куда «сошёл первородный»).

Вагаршапат c 1945 года переименован в Эчмиадзин.
Начиная с первой римско-персидской войны и в длинном ряду последующих столкновений, являющихся в сущности одной, почти непрерывной войной в течение столетий, Армения всегда была на стороне Рима. Однако союз этот оказался гибельным для Армении после того, как последняя война римлян с персами завершилась позорным для Рима миром. Империя уступила персам пять провинций и предоставила для разгрома верного союзника - Армению. Римляне и персы вскоре пришли к убеждению, что им незачем сохранять независимость Армении и решили разделить армянские земли между собою. Так в 428 году прекратило своё существование древнеармянское государство.

+1

3

В течение V-VI веков Армения оставалась разделённой между Восточно-Римской империей (Византией) и Персией. По разному сложились судьбы армянских земель - в византийской части была введена имперская администрация, в персидской, по словам историка Егише, - «царство перешло к нахарарам» (князьям), которые подчинялись правителю, назначаемому персидским царём. В этот тяжёлый период армяне сохранили себя и свою культуру благодаря мужеству и стойкости народа. Громадным подспорьем этому послужило великое изобретение начала V века - создание армянским учёным Месропом Маштоцем национальной письменности  Феодальный строй проник в обе части раздробленной Армении, постепенно она распалась на множество княжеств, к концу VII века их насчитывалось уже около пятидесяти. Наиболее влиятельными из них были княжества Мамиконидов, Багратидов, Арцрунидов

По разному складывались и вассальные отношения в византийской и персидской частях Армении. Западная Армения подчинилась власти единоверного императора и поддалась новой волне эллинизации, на Востоке росло недовольство персидским владычеством. В V-VI веках вспыхнул ряд восстаний Св. Вардан Мамиконяннарода. Это был протест против попыток искоренить в стране христианство и ассимилировать армянский народ. Наиболее значительное сражение произошло 26 мая 451 года на Аварайрской равнине, возглавил его полководец Вардан Мамиконян, которому удалось собрать 66 тысяч воинов. В этом сражении, по словам историка и очевидца Егише, «цветущие поля были залиты кровью» и «сердце человека разрывалось при виде груд убитых». Девизом сражения стали вещие слова - «Смерть осознанная - это бессмертие». Позднее Вардан и все павшие с ним в бою были причислены армянской церковью к лику святых. Знаменитая Аварайрская битва была проиграна, однако, встретив упорное сопротивление, персы вынуждены были отказаться от посягательств на религию и самобытность армянского народа.  С середины VI века начинается постепенное расширение византийской Армении за счёт персидской. К началу VII века восточная граница византийской Армении доходила до озера Ван. Персия слабела и в 30-ых годах VII века была сокрушена арабами. По миру началось шествие новой религии - ислама. Образование Арабского Халифата - могущественного военно-феодального государства, стало на долгое время исторической реальностью, с которой вынуждены были считаться и мириться многие страны и народы древнего мира

Опустошительные набеги арабов в 640, 642-643 и 650 годах, сопровождавшиеся грабежами, разорением и уводом жителей в плен, вынудили бывшую персидскую Армению признать власть Арабского Халифата, но на определённых условиях автономии и сохранения феодальных княжеств. В 652 году полководец и дипломат Теодорос Рштуни заключает выгодный для Армении договор. Армения становится провинцией Арабского Халифата, в страну был назначен наместник, которого армянские историки называют «востикан» Конец VII и начало VIII веков наполнены восстаниями народа против власти Халифата, особую активность проявлял княжеский дом Багратидов, который в конце концов достиг своей цели в 744 году, когда Багратиды получили титул правителей Армении. В 859 году князь дома Багратидов Ашот получил в свои руки управление Арменией с титулом «ишхан-ин-ишхан» (князь князей). Употребив все силы для умиротворения страны, Ашот, человек способный и прозорливый, создал армию, укрепил власть, после чего Халифат уже не решился отказать ему в титуле царя. Но это произошло спустя четверть века фактического правления; в 885 году Ашот принял титул царя. Его признал также византийский император Василий I, приславший корону и дорогие подарки. Вслед за Багратидами добились самостоятельного княжества Арцруниды, Сюникские князья и другие. Страна разделилась на ряд княжеств, преследовавших свои интересы, весь этот строй отношений приобрёл характерные черты феодализма

Историки изображают правление Ашота I как эпоху процветания Армении. Соседние же армянские княжества продолжали истощать друг друга в постоянных войнах, которые справедливо назвать междоусобными. Во владениях Багратидов царило сравнительное спокойствие, воздвигались церкви, монастыри, больницы, в 961 г. столица была перенесена из Карса в Ани, который богател и рос. Соседи искали союза с сильными Багратидами, внутри страны развивалась торговля. Апогея своего блеска и могущества Багратидское царство достигло при Гагике I (989-1020 гг.). При нём также были основаны новые школы, больницы, завершена постройка собора в Ани, вызывающего и поныне восторг архитекторов и археологов

С середины XI века армянское царство и княжества стали быстро клониться к упадку частью под влиянием междоусобных распрей, частью вследствие натиска Византии, получившей свободу действий после ослабления Халифата, частью под натиском новых завоевателей - турок-сельджуков, начавших свои походы против Армении во второй половине XI века. Армения вновь оказалась разделённой между мусульманским Востоком и христианским Западом, как когда-то между римлянами и персами. В последней четверти XI века она представляла бедственную картину. Страна была опустошена войнами и набегами, города разрушены, торговля прервалась, культуре был нанесён тяжкий удар. Некоторые армянские князья, уступившие свои владения Византии, получили взамен города и земли на далёком юго-западе империи, у Средиземного моря, в горах Киликийского Тавра. Киликия и явилась колыбелью, из которой выросло новое армянское царство - Киликийское, сохранившее традиции армянской культуры и в течение ещё трёх столетий поддерживавшее армянскую государственность.

+1

4

Процесс образования нового государства был не из лёгких - Византия ревниво следила и как могла противодействовала этому. Начало Киликийского царства относят к 1080 году, его основала династия Рубенянов (Рубенидов). Это совпало с эпохой первого крестового похода (1096-1099), путь крестоносцев лежал через Киликию, армяне встретили западных христиан как единоверцев, оказывали им всяческую помощь, сами вступали в ряды крестового воинства.

Так, с самого начала завязались отношения с Западной Европой, столь Левон II, Монетахарактерные для всей истории Киликийского царства. Рубениды постоянно поддерживали связи с европейскими династиями, междинастические браки ввели их в круг европейских государей, заставили, правда, вмешиваться в распри родственников, но сделали имена властителей Киликии хорошо известными на Западе. Наконец, в 1198 году Левон II (Великий) был коронован на царствование. При нём Киликия достигла своего наивысшего расцвета.

Столицей государства стал Сие, который стоял на притоке реки Пирам. Источники XII века сообщают, что в городе было «огромное население», «великолепные церкви», «дворец с бельведерами и садами», «архивы, святые мощи» и тому подобное.

Гаванями Киликии служили Айас и Тарс, морская торговля велась также иностранными купцами, имевшими в Киликии свои фактории и колонии. Сама природа, казалось, позаботилась о безопасности Киликии.

Один из путешественников писал:  «Эта страна в высшей степени защищённая, ибо с одной стороны она окружена морем, а с другой укреплена высокими и неприступными горами, через которые существует лишь небольшое число проходов, хорошо охраняемых»

Все эти преимущества не спасли, однако, Киликию от того разгрома, какому подверглась вся Передняя Азия в XIII-XIV веках от египетских мамелюков

Киликийское царство пало в 1375 году, но существование его было далеко не бесплодным. На протяжении более трех столетий армянский народ имел возможность развивать свою культуру, науку, литературу, искусства в независимом государстве. Киликия теснейшим образом связалась с Западно-Европейским миром, став «авангардом Европы в Азии». Через Киликию, благодаря её напряжённой духовной деятельности, дошли до нас многие памятники культуры средневековой Армении, любовно и заботливо сохранённые предания родной старины. Большое число рукописей, по которым мы знакомимся теперь с древней армянской письменностью, было переписано в центре Киликии, её городах и монастырях.

Киликийское царство в истории армянского народа - яркая и своеобразная страница.

В северной части исторической Армении в XII веке забрезжил свет самостоятельной жизни. К 1122 году христианская Грузия настолько окрепла, что её царь Давид IV (Строитель) смог отбить у мусульман Тифлис, а в 1124 году - и Ани. При царице Тамаре вся Северная Армения была освобождена от иноземцев, было создано обширное княжество Закаридов, во главе которого стояли видные военачальники и государственные деятели Закарэ и Ивана Закаряны и другие представители этого знатного рода.

В эту эпоху (XII-XIV века) Ани оставался центром армянской культуры на севере. Зависимость от Грузии была номинальной. Умелый ряд великолепных сооружений в Ани возник именно в этот период. Были построены новые церкви, обновлена городская стена, возведены башни, сооружён прекрасный одно-арочный мост, неподалеку от города была основана Академия. Наибольших размеров город достиг в XIII веке - в нём числилось, по словам историка, свыше ста тысяч жителей и более десяти тысяч домов.

Тяжкий удар процветанию Ани и надеждам остальных земель древней Армении нанесло монгольское нашествие, то самое, которое привело на Руси к татарскому игу. В 1236 году полчища монголов сложили город, взяли его приступом и предали ужасному разгрому, от которого он уже не смог оправиться. Но жизнь в Ани и ряде других уголков Армении тлела ещё почти сто лет, пока в XIV веке по всей Азии не прокатилась новая волна захватчиков под предводительством Тамерлана (Тимура). Армения вступила в один из самых мрачных периодов своей истории.

+1

5

Окончательное уничтожение последних проблесков самостоятельности в Армении было совершено турками-османами и новыми персидскими завоевателями. Турки-османы, сменившие сельджуков, ведут своё начало от окраин Малой Азии, где в конце XIII века Осман-бей основал своё государство. К концу XIV века они завоевали Малую Азию и Балканский полуостров. Победы Тамерлана временно ослабили их, но вскоре они оправились и продолжили свои завоевательные походы. В 1453 году османами был взят Константинополь, прекратила своё существование Византийская империя, был погашен древний очаг христианства в Восточной Европе. Султан, не довольствуясь своими завоеваниями в Европе, устремился в Азию. Начались войны между турками-османами и персами, основавшими в 1502 году новое персидское государство. Столкновения эти принесли новые бедствия Армении и соседним с нею странам. После поражения персов в 1513 году, ещё в течение более столетия между обеими государствами - Турцией и Персией, - шли войны за раздел территории Южного Кавказа. В 1639 году они, наконец, заключили договор, по которому Западная Армения отошла к Турции, а Восточная - к Персии. Такое положение сохранялось до начала XIX века. На порабощенные народы опустился глубокий мрак дикости и невежества. Запад уже начинал дышать первыми веяниями обновляющего Возрождения, а Армения, казалось, была отброшена ко временам Аттилы и вандалов  Связующей нитью для всего разбросанного и рассеянного армянского народа в те тёмные века была Армянская церковь и её  Новая ориентация возникла для армян в связи с развитием армяно-русских отношений. Эти отношения уходят корнями в глубину веков, но усилились они во второй половине XVII века, когда католикос Акоп IV Джугаеци (Джульфинский) обратился к царю Алексею Михайловичу, чтобы последний «соблаговолил оказать поддержку» армянам. В конце XVII века Акоп IV принял участие в посольстве, направлявшемся в Западную Европу с просьбой о военной помощи армянам. Посольство распалось с его кончиной на пути в Константинополь. Но один из членов этого посольства, мелик Исраэл Ори, позднее явился в Россию, лично представился Петру Великому и просил его от имени армянских меликов (князей) о помощи армянам и освобождении их от турецкого и персидского ига. «Нет у нас иной надежды, мы надеемся на Бога и твою страну», - писали они. Пётр обещал оказать помощь армянскому народу после окончания войны со шведами

В XVIII веке Россия начала свои походы на Южный Закав. Летом 1722 года русские войска из Астрахани двинулись на юг, вступили в Дербент, заняли Баку и вышли к Каспийскому морю. Успех русских войск воодушевил армянский народ на освободительные движения. Полководцу Давид-Беку удалось создать в 1724 году в Кафане независимое армянское княжество, однако оно продержалось недолго. Целый ряд объективных факторов побудил Россию заключить мир с Персией. Экспансия турок-османов в Закавказье усилилась. Армянское национально-освободительное движение терпело поражение, однако история ещё раз зафиксировала мужество и веру народа, послужившие примером следующим поколениям

Вторая половина XVIII века овеяна ветрами близкой свободы, армяне и русские создают и обсуждают планы совместной борьбы. Русские войска под началом Зубова ещё раз вступают в пределы Южного Закавка, но смерть императрицы Екатерины II переносит освобождение части армянских земель в XIX столетие. -«Католикосы всех армян», престол которых в 1441 году был перенесён из Киликии в Эчмиадзин. Католикосы были единственными представителями народа перед лицом шахов в Персии и султанов в Турции

Между тем, Армения, угнетаемая своими поработителями, не переставала делать отчаянные попытки облегчить и улучшить своё положение. Начиная с XVI века идёт длинный ряд обращений армян, через своих католикосов, к единоверным христианским народам с мольбами о помощи. Католикос Степанос V в конце жизни отправился в Венецию, надеясь через папу обратить внимание на бедственное положение армян. Его преемник, Микаэл Себастаци, решил отправить в Европу посольство. Сходные попытки возобновлялись в течение всего XVII века. Европейские государи иногда действительно высту-пали ходатаями за армян перед султаном или шахом. Пример тому - письмо французского короля Людовика XIV шаху Аббасу

+1

6

Новая ориентация возникла для армян в связи с развитием армяно-русских отношений. Эти отношения уходят корнями в глубину веков, но усилились они во второй половине XVII века, когда католикос Акоп IV Джугаеци (Джульфинский) обратился к царю Алексею Михайловичу, чтобы последний «соблаговолил оказать поддержку» армянам. В конце XVII века Акоп IV принял участие в посольстве, направлявшемся в Западную Европу с просьбой о военной помощи армянам. Посольство распалось с его кончиной на пути в Константинополь. Но один из членов этого посольства, мелик Исраэл Ори, позднее явился в Россию, лично представился Петру Великому и просил его от имени армянских меликов (князей) о помощи армянам и освобождении их от турецкого и персидского ига. «Нет у нас иной надежды, мы надеемся на Бога и твою страну», - писали они. Пётр обещал оказать помощь армянскому народу после окончания войны со шведами

В XVIII веке Россия начала свои походы на Южный Закав. Летом 1722 года русские войска из Астрахани двинулись на юг, вступили в Дербент, заняли Баку и вышли к Каспийскому морю. Успех русских войск воодушевил армянский народ на освободительные движения. Полководцу Давид-Беку удалось создать в 1724 году в Кафане независимое армянское княжество, однако оно продержалось недолго. Целый ряд объективных факторов побудил Россию заключить мир с Персией. Экспансия турок-османов в Закавказье усилилась. Армянское национально-освободительное движение терпело поражение, однако история ещё раз зафиксировала мужество и веру народа, послужившие примером следующим поколениям

Вторая половина XVIII века овеяна ветрами близкой свободы, армяне и русские создают и обсуждают планы совместной борьбы. Русские войска под началом Зубова ещё раз вступают в пределы Южного Закавка, но смерть императрицы Екатерины II переносит освобождение части армянских земель в XIX столетие.

+1

7

glamyrhik спасибо, очень интересный  экскурс !!!

0

8

Alisa написал(а):

glamyrhik  спасибо, очень интересный  экскурс !!!

Ага, и правда!
У нас в городе армяне составляют значительную часть населения, диаспора огромная и процветающая, среди друзей тоже есть, особенно у сына. А вот таких тонкостей не только я не знала, но и, боюсь, половина самих армян не в теме. :)

0

9

Незнакомка написал(а):

нас в городе армяне составляют значительную часть населения, диаспора огромная и процветающая

В Сургуте, где я прожила 25 лет, их также много и есть своя диаспора, как и у других наций.

0

10

lili написал(а):

В Сургуте, где я прожила 25 лет, их также много

Неее... У вас там холодно, а они люди южные. У нас больше!!   :playful:
А в Сочи ещё больше! Потому как ещё теплее. ;)

А серьёзно.. Не знаю, когда они стали селиться в Сургуте, но у нас половина обрусела за многие-многие годы настолько, что давно уже и языка не помнят. Новых приезжих почти не знаю, последняя волна была после событий в Нагорном Карабахе.

0

11

Незнакомка написал(а):

Неее... У вас там холодно, а они люди южные. У нас больше!!   
А в Сочи ещё больше! Потому как ещё теплее.
А серьёзно.. Не знаю, когда они стали селиться в Сургуте, но у нас половина обрусела за многие-многие годы настолько, что давно уже и языка не помнят. Новых приезжих почти не знаю, последняя волна была после событий в Нагорном Карабахе.

не буду спорить может у вас их и больше. В Сургут многие приезжали за большой деньгой, не только русские. так и осели

0

12

Во, пришёл муж и я чуток поспрашивала. Армяне живут у нас ещё с давних веков, когда от турок спасались. И фамили меняли, заменяя -ян на -ов.))

0

13

нет фамилии на ов-это карабахские армяне,у ереванских фамилии оканчиваются на -ян

0

14

На территории исторической Армении люди живут с незапамятных времен - с 6000г. до нашей эры. Самые ранние цивилизации на этой территории были вероятно племена, занимающиеся земледелием и животноводством. В 800-х годах до н.э., после объединения нескольких племен сформировалось древнее государство Урарту. Жители Урарту занимались строительством сложнейших оросительных каналов, крепостей, дворцов и храмов. В 600-х годах до н.э. предки современных армян эмигрировали с запада в стороны армянского нагорья и смешались с местными племенами. В 500-х годах до н.э. королевство Урарту было завоевано медийцами, которые жили на территории современного Ирана. Вскоре после этого, развитое рабовладельческое государство Урарту пало под натиском персов. Армения пробыла под персидским, а позднее греческим игом сотни лет, но несмотря на это сохраняла относительную независимость. Армянский царь Тигран II, пришедший к власти в 95 г. до н.э., воздвиг независимую Армянскую Империю, которая простиралась от берегов Каспийского моря до Средиземного. Но в 55 г. до н.э. римская армия нанесла поражение Тиграну и в результате Армения стала частью Римской Империи.

В начале третьего столетия нашей эры Армения приняла христианство и стала первым в мире христианским государством. Начало же 4-го века было ознаменовано созданием Армянского алфавита священником по имени Месроп Маштоц. В 451г. под руководством великого полководца Вардана Мамиконяна армяне защитили свою религию в знаменитой битве против персов в долине Аварайр.

Отредактировано glamyrhik (Пятница, 13 марта, 2009г. 04:44:29)

+2

15

glamyrhik написал(а):

нет фамилии на ов-это карабахские армяне,у ереванских фамилии оканчиваются на -ян

Спорить не стану.))
Я просто повторила слова потомков тех, кто переселился сюда в 18-19 веках. У мужа на работе есть несколько таких сотрудников. Может, они что и путают.))
А моя знакомая, удравшая из Карабаха, как раз носила фамилию на -ян. Ну, а теперь она -ина, за русского замуж вышла. :)

0

16

Армения — страна с древнейшими традициями выращивания винограда и производства вина. Археологические находки свидетельствуют о существовании в Армении виноградников, снабженных ирригационными системами, по меньшей мере на протяжении 3000 лет, то есть со времен государства Урарту. Древнегреческие авторы, в частности Геродот и Ксенофонт, упоминали в своих хрониках вина, происходящие из региона горы Арарат.

Отборные сладкие сорта местного вина. кристально чистая вода из горных источников, жаркое солнце и плодородная почва Араратской долины — таковы составляющие производства армянского коньяка. Его мягкий букет обладает сложным ароматом и уникальным бархатным вкусом. Он способен дать неповторимое чувство полноты жизни, окутав аурой восточной теплоты.
Коньячное производство в Армении было основано в 1887 году купцом первой гильдии Нерессом Таиряном на первом вино-водочном заводе, построенным самим Таиряном в 1877 году на территории бывшей Ереванской крепости. Выкурка коньячного спирта производилась по французской классической технологии. Ереванский завод первым был оборудован двумя коньячными аппаратами шарантского типа и имел соответствующие помещения для выдержки коньячных спиртов в специальных условиях, в то время как прочие коньячные заводы Армении еще представляли собой фактически кустарные производства.

В 1893-1894 годах в Ереване строится еще 3 коньячных завода, а в 1914 году их число доходит до 15. среди которых самым крупным был купленный у Таиряна коньячный завод товарищества “Н.Л. Шустов и сыновья”. В это время начинается быстрое развитие завода. Шустовы и их талантливый, высокообразованный бессменный управляющий Мкртыч Мусинян, который получил свое образование по виноградарству и виноделию во Франции и городе Монпелье, смогли увидеть, что Араратская долина самой природой создана для выращивания винограда и развития виноделия и коньячного производства.

Незамедлительно начинается расширение завода, строятся вспомогательные цеха и новые хранилища для выдержки коньячного спирта. На заводе было установлено 12 перегонных аппаратов шарантского типа. В различных районах было построено 7 новых пунктов для приемки и переработки винограда на местах.
В 1913 году в Ереванской губернии было выкурено 181 тысяча ведер коньячного спирта, из них 81,5 — на заводе Н.Л. Шустова, где в то время было занято 80 рабочих. Завод имел собственную электростанцию, обеспечивавшую потребности производства для механизации трудоемких операций и освещения.
Армянские коньяки ведут свою историю с давних времен, а их промышленное производство началось более века назад. Ереванский коньячный завод основал купец первой гильдии Таиров в 1887 году. Через несколько лет он был вынужден продать завод поставщику императорского двора Шустову.
В те далекие годы на заводе Н.Таиряна, затем Н.Л. Шустова выпускались коньяки “Три звездочки”, “Четыре звездочки”, “Экстра”, “Финь-Шампань”, “Финь-Шампань Лучший”, “Финь-Шампань Отборный” и другие. Слава армянских коньяков и десертных вин уже тогда вышла за пределы России. На международных выставках армянские коньяки завоевывали медали и высшие награды “Гран При”, а фирма Шустова удостоилась высокой чести быть поставщиком двора Его Императорского Величества.
После национализации всех винно-коньячных заводов в 1920 году и образования треста “Арарат” в 1922 году, начинается бурное развитие коньячного производства в республике. В 1948 году в связи с реорганизацией Ереванского винного комбината коньячный цех и цех выкурки коньячного спирта объединяются и становятся самостоятельным заводом. В 1953 году сдается в эксплуатацию новый комплекс коньячного завода, где были созданы
псе необходимые условия для максимального улучшения качества коньяка и увеличения мощностей выдержки спиртов готовой продукции.
В конце 90-х годов после вхождения Ереванского коньячного завода в структуру компании Перно Рикар начинается осуществление интенсивных технических программ, направленных на совершенствование качественных характеристик коньяка. Для поднятия на международный уровень каждой операции в технологической цепочке — от заготовки винограда до розлива — компания уже инвестировала 5 млн. долларов. Отремонтированы здания и цеха, модернизирована система водоснабжения. Завод оснащен новым вино изготовляющим оборудованием. Установлены новые холодильники и линия розлива с высококачественными фильтрами и французскими компьютерными принтерами, которые печатают дату розлива на этикетках и на самой бутылке, что помогает покупателям идентифицировать продукцию ЕКЗ.
Для улучшения качества лабораторных контрольных исследований коньячных спиртов лаборатория завода была оснащена самой современной аппаратурой и реактивами. Армянские специалисты проходят стажировку во Франции и внедряют приобретенный опыт в производство.
Армянские коньяки хорошо известны как на территории бывших союзных республик, так и в странах дальнего зарубежья. Компания ведет постоянную работу по расширению рынков сбыта, чему способствует техническое обновление производства и активизация маркетинговой деятельности. Одновременно завод поддерживает конструктивное сотрудничество с традиционными дистрибьюторами, восстанавливая сокращенные в период кризиса объемы реализации на рынках России, Украины, Белоруссии и других стран СНЕ За последние годы продукция ЕКЗ была удостоена многих высших наград на различных выставках и ярмарках в Москве, Санкт-Петербурге, Сочи, Алма-Ате, а также в Бордо.
С точки зрения объемов мировых продаж Соединенные Штаты рассматриваются как второй по важности рынок. До конца 2000 года планируется экспортировать в США 100 тысяч бутылок коньяка. Торговые связи с балтийскими странами стали динамичнее. Если раньше завод сотрудничал только с Латвией, то сегодня начато сотрудничество с Литвой и Эстонией. Перспективным направлением считается сотрудничество со странами Восточной Европы. Также одним из приоритетных рынков является Япония, где активные переговоры намечаются в начале 2000 года. Ведется обсуждение
возможности поставок продукции Ереванского коньячного завода во Францию, Германию, Польшу, Чехию. Аргентину, Ливан, Сирию, Болгарию и на Кипр.

Уже 110 лет Ереванский коньячный завод совершенствует производство армянского коньяка, соединяя истинно национальные рецепты и традиционные технологии. Этот крепкий напиток восхищает мягкостью вкуса. гармонично сочетающим оттенки шоколада и ванили, густым ароматом и янтарно-солнечной игрой цвета в бокале.
Ереванский коньячный завод производит ординарные сорта коньяка (3-5 лет выдержки), марочные — 10, 15, 18, 20 и 25, а также высококачественные элитные сорта до 70 лет выдержки.
После вхождения ЕКЗ в структуру компании Перно Рикар активно ведется осуществление технических программ, направленных на совершенствование качественных характеристик коньяка.

увеличить

увеличить

увеличить

увеличить

Отредактировано glamyrhik (Суббота, 14 марта, 2009г. 04:09:49)

0

17

Армению бог создал для отдыха и туризма
Первым туристом стал библейский Ной. Целью круиза было спасение жизни на Земле – признаем тот тур экологическим. Насчет экстремальности, думаю, спору нет. Попутно еще вывод: туризм – дело Божье. Первое путешествие совершилось не то что с согласия и благословения, а прямо-таки по настоятельному совету Господа.
     
Бог не просто рекомендовал Ною поплавать, но и подробно объяснил, как построить ковчег, кого и что захватить в дорогу. Отсюда – еще один, весьма лестный для многих вывод.
     
Первым туроператором был Бог. И вот тут мы подходим к главному. Куда, спрашиваю я вас, прибыл первый турист со всем своим объемистым багажом? И, дабы отбросить подозрения в случайности, ответьте мне: был ли у Ноя выбор?То-то.
     
Все, что торчало над водами Всемирного потопа, – это «горы Араратские» (см. Библию). Видимо, две вершины, так заманчиво теперь объединенные кружочком на этикетке всеми любимого армянского коньяка, в те времена рассматривались как две горы. Как бы то ни было, вывод, полагаю, ясен даже тем, кто еще не пробовал замечательного напитка, столь ненавязчиво рекламирующего первое в истории человечества удачное путешествие (изгнание из рая не в счет). Армению Бог создал для туризма.
   
Пароль – Андрей Битов
Андрей Георгиевич Битов написал лучшую русскую книгу об Армении. Как он тридцать пять лет назад мог знать, что наши страны будут по отдельности — непонятно. Наверное, провидчество — это бонус к гениальности.
     
Но теперь, если вы едете из одной страны в другую, добрый вам совет: прочитайте культовую книгу «Уроки Армении. Путешествие в небольшую страну». А еще лучше выучите пару-тройку кусочков наизусть. Как захотите понравиться – цитируйте.
   
Развалить Союз Битов не советовал, тут без него догадались. Но вот то, что писатель как бы деликатно подсказывал, — все исполнилось.
     
Например, восхищался он армянским алфавитом, говорил, что буквы его ковано-металлических форм и в них удивительная пластика. Теперь в Армении есть памятник собственному алфавиту, да еще сделанный самыми талантливыми и чистыми руками из возможных – детскими.
     
На углу улиц Абовяна и Саят-Нова находится единственная в мире галерея детского творчества. Там рисунки, гравюры, чеканка, вышивка, резьба и... скульптура. Целая стена Ноева ковчега – вы не уйдете от нее скоро. Керамические горельефы первотуриста с семейством, в лепных же рамках – это еще ладно, хотя и полный восторг. А вот уж когда «всякой твари по паре», когда «семь пар чистых, семь нечистых» – тут уж!.. Самые циничные люди на земле – телевизионщики – говорят: «Дети в кадре – рейтинг вверх». Или еще: «Звери в кадре – рейтинг вверх». А тут дети изображают зверей...
     
Кто этим гениальным пострелятам – ведь не жизненный же опыт – подсказал такие чувственные позы для всех хрюшек-коровок! А вы бы видели, как у них змеи переплелись – до 16 лет, честное слово! Меня увели за руку. И привели аккурат к памятнику алфавиту. Каждая буква высечена из крупного камня, все тридцать девять, и между ними – Месроп Маштоц, автор...
     
Еще был памятник по той же подсказке – в Эчмиадзине, резиденции Католикоса всех армян (четверть часа от ереванского аэропорта на машине, пробок в Армении не бывает), выставлен на всеобщее любование подарок зарубежной армянской диаспоры – армянский крест и армянский алфавит из чистого золота с крупнющими бриллиантами. Про бриллианты не запомнил, а золота на алфавит пошло 20 килограммов – считай, полкило на букву.
   
Богато, конечно, и крест чудный – то ли цветок, то ли древо жизни, никак не орудие казни – но супротив того вкуса и изящества, что на углу Абовяна, – куда... Так вот, насчет Месропа Маштоца. Какой-то советский языковед в штатском за пару лет до приезда Битова в Армению усомнился в существовании средневекового монаха, в одиночку выдумывавшего целый алфавит.
     
И Битов в книге удивлялся, что вся Армения об этом знает и возмущается. И в книге же он дал свое, очень замечательное, доказательство существования Маштоца.  Все так по писаному и вышло. Представьте, что Маштоца не только канонизировали, но и учредили орден Св. Месропа Маштоца. Каковым и наградили уже многих очень достойных людей в современной Армении и за ее пределами. Я, конечно, подсказчик аховый. А все-таки странно, что не Андрея Георгиевича Битова.
   
Драмы в истории
Просто потрясающе называются в современной Армении деньги – драмы. Держишь на ладони монетки и считаешь: сто драм, двести драм... Скупой рыцарь, да и только!
     
Четыреста сорок драм – это доллар. Литр бензина – триста тридцать. Драматично? Как сказать, ведь от зарплаты зависит. Когда маленькая, всегда драма, как деньги не называй... Во всяком случае, как уже было сказано, пробок в Армении нет. А уж ездить по стране (до Севана шестьдесят верст, это далеко) – одно удовольствие – никто не мешает.
     
По статистике, уже три года, как Армения перешла из стран с низким уровнем дохода в категорию «со средним». Это потому, что ВВП у нее на душу населения превысил 1100 долларов.
     
Не знаю как вы, я помню две вещи. Что ВВП – это какие-то очень знакомые инициалы, и сразу почему-то хочется, в согласии с железной волей владельца, их удвоить до какого-нибудь года. И во-вторых, вспоминается нобелевский Капица, говоривший, что бывает ложь, бывает отъявленная ложь, а бывает еще статистика... Во всяком случае, машин мало, что замечательно для экологии и для туризма. А насчет драм...
     
Самой страшной, конечно, было землетрясение 1988 года. Оно своим ужасом вызвало отклик во всем мире, и отклик этот породил не одного кавалера ордена Св. Маштоца. Шарль Азнавур сказал тогда чудесно: «Место рождения и вероисповедание, конечно, очень важны, но если ты армянин – помогай Армении». Основал фонд «Азнавур – Армении» и с тех пор регулярно приезжает, чтобы убедиться, что драмы, заработанные его талантом, действительно идут на школы, садики и приюты. Свое 80-летие отметил в Париже концертом и все 300 тысяч долларов гонорара (драматическая, согласитесь, сумма) перевел в фонд.
     
Кроме ордена Азнавур получил от Армении еще один знак признания – в честь него переименовали бывшую площадь Москвы у одноименного кинотеатра. Будете подниматься от фонтанов по Абовяна (что-то мы все про нее), увидите эту площадь. А может быть, и самого Азнавура на ней – вот как на фото.
     
Другой замечательный маэстро, Владимир Спиваков – и тоже основатель фонда, и тоже, вы догадались, кавалер того же ордена – также помогает армянским детям. Одаренным – покупает инструменты, следит за карьерой. Площадь в честь Спивакова не назвали, но без подарка и его благодарная Армения не оставила – выдала за Владимира Теодоровича прекрасную Сатеник, актрису и музыкантку, дочь основателя первого армянского Камерного оркестра, а теперь и маму спиваковских дочек. В собственном оркестре «Виртуозы Москвы» (правда, сказали, заглазно) Спивакова теперь зовут «зять Армении».
     
С тех же страшных времен Спитака маленькая страна полюбила Н.И. Рыжкова. Горбачев тоже приехал тогда, но толковал, как обычно, про свое «начать-углубить», не почувствовал и не посочувствовал боли и был страной душевно отвергнут. Рыжков просто ходил по развалинам и плакал.
     
Слезы охотно показывало тогда еще не такое прожженное телевидение. Потом Рыжков обещал помочь – и не обманул. Теперь в Спитаке Николаю Ивановичу установлен памятник. И пусть кое-кто на своей площади отдыхает. Ну вот, собственно, мы и добрались до ответа на драматический вопрос. Кроме любви к Армении, кроме сокровенных и трепетных чувств к ней и знаний о ней, ничего миллионам читателей в разных странах мира Андрей Битов дать не мог. Ну нет у него драм – ни своих, ни бюджетных!
   
Кто кого хищнее
На Севане положено есть форель. Озерная пятнистая форель – ишхан – это... Как говорила, правда, совершенно по другому поводу Марина Цветаева: «Слово это плохо берет...» Ну, натурально, приехали, сели под навесом, вид на озеро... Впрочем, его тоже плохо берет. И приносят нам – сига. И объясняют, что запустили его в озеро, чтобы форели было чем питаться, а сиг оказался хищнее. И теперь форели в Севане меньше, чем сига...
     
Это ровным счетом ничего не портило. Свежепойманный сиг, с его нежным жирным тельцем, да запеченный на углях, да с пылу с жару, да с сухим и острым белым вином — это... Вы поняли.
     
Мы стали говорить друг другу тосты. Все искреннее и искреннее, и слово брало все лучше и лучше... Или нам так казалось.
     
Но видимо, не только нам. За соседним большим столом прислушивались, потом наш хозяин поздоровался с их хозяином, потом они поговорили – и мы пересели за тот стол. У них была форель.
     
И был у них хозяин. Он был со всеми за столом, но как-то один. У него были тяжелые, но не обрюзгшие скулы, плечи и руки. Молодой Аксенов назвал бы их чеканными, но иронии бы не получилось, не вязалась к нему как-то ирония, не до нее как-то было.
     
Наш хозяин ко мне наклонился и зашептал. Я после его шепота, по-моему, трети на две протрезвел. «...И сам ушел в отставку», – закончил он, и тут, дав ему дошептать, на меня взглянул тот.
     
Я чуть не забыл сказать – мы и за своим столиком, и за этим столом сидели лицом к озеру, как гости. Берег спускался к Севану широкими террасами. Ниже нас строили еще один ресторанчик, а может, расширяли наш. Трое рабочих клали стены каменной ресторанной башни. У нас называется каменщиком тот, кто кладет кирпич. А эти были настоящие каменщики – и каменотесы. Перед ними была куча темных базальтовых глыб, осколков скалы по полцентнера каждый. И они их чем-то вроде колунов, помесью такой кувалды с топором, потюкивали-отесывали. И укладывали потом на стену в два ряда, щедро сдабривая цементным раствором. Это была, я вспомнил термин, колодезная кладка – а щель между отесанными глыбами, получавшуюся в теле стены, они засыпали осколками базальта и тоже заливали раствором.
     
Я понял, что наблюдаю за тем, как строился монастырь девятого века, стоящий чуть выше нашего ресторанчика, и храм в Гегарде (XII век), и эчмиадзинский собор четвертого века.
     
И понял еще, что если какому-нибудь новому хозяину жизни не понравится эта ресторанная башенка, ее возьмет только динамит.
     
– Знаешь, почему я ушел? – спросил он меня, отведя в сторону и категорически протягивая бокал коньяка.
     
– Потому что мне по должности полагалось все знать, а молчать я не хотел. Говорил и писал. Ты видел новое американское посольство? Я же профи – за такой стеной армию спрятать можно. И ведь лучший кусок города, берег водохранилища... Да хрен с ним, не в этом дело – посольство построили за сто миллионов, а оборудования потом привезли на миллиард.
     
Баксов! Оно берет не то что весь Кавказ – весь Иран, и на север до Ростова.
     
У них другой такой базы в мире нет. Ну, давай.
     
Коньяк был хороший.
     
– Дурит наш вашего. Все «дружба-дружба», а сам... Неужели ваш не понимает? Он же из наших... Ну!..
     
Этот был не хуже.
     
Наливал и приносил нам к перилам его вроде как товарищ, но глаза у него были как две рамки с черными зрачками-мушками. Я, наверное, не соблюдал дистанцию.
     
– Знаешь, почему наше поколение выдавливают? Потому что мы все помним и все понимаем. И еще можем... Надо успеть хоть что-то возродить. Вот хотя бы эту, ну ты правильно говорил – дружбу! Знаешь анекдот про отца и сына с веником? Я помнил притчу, как отец завещал сыновьям дружить и давал им сломать веник, и у них не получалось, а развязали – и по прутику быстренько сломали...
     
– Не, анекдот. Отец ему дает веник, а у него лапищи, ну как...
     
Он поискал глазами. И нашел.
     
– Как у меня. Он веник взял – хрясь! – и пополам. А отец говорит: вот и объясни такому козлу, зачем нужна дружба.
     
Мы еще дали – за это.
   
– Знаешь, что? – сказал он.
     
Я знал. Я знал, что. Я знал, что если это не кончится, я свалюсь за перила. Или нет. Я просто увижу, как достроят башню. Как у нее появится шатровое навершие, тоже каменное, вечное, симпатичное такое, армянское, тупо зачиненным карандашиком. А потом оно позеленеет, как этот монастырь наверху...
     
– Если мы не будем вместе, – сказал он, – то мы будем друг без друга, как...
     
Он опять стал искать глазами что-нибудь подходящее. Я думал – не найдет. Но он нашел. Он посмотрел на меня и закончил:
     
– ...Как последние козлы!
   
Петр, Роберт и Владимир
Выступая на съезде Союза армян России Путин сказал:
     
– Царь Петр Великий в одном из своих указов написал следующее (любопытно звучит): «Армян как можно приласкать и облегчить, в чем пристойно, дать дабы охоту для большего их приезду.» Прошло всего-то ничего, триста лет, и видите: сказано – сделано!
     
Были бурные аплодисменты, есть магнитофонная запись.
     
А вот апокриф. Будто бы на встрече с Кочаряном Путин ему сказал:
     
– Еще не известно, кто из нас больше армянский президент. У меня их больше живет, чем у тебя.
     
Если правда – неплохо...
     
В Россию-то едут за заработком. Дальше – за комфортом.
     
Талантливейший Сос Саркисян, народный артист СССР и ректор Ереванского театрального института, выпустил книгу публицистики под названием «Мы и наши...» Цитирую:
     
«Мой знакомый переехал в Америку. Через несколько лет вернулся – соскучился. И сына привез. На следующий год опять приехал, но уже без парнишки.
     
– Что так, отчего не привез? – спрашиваю.
     
Не приехал, отвечает, как ни уговаривал, уломать не смог. «Папа, там туалетная бумага грубая, задница болит».
     
Да, парень, у нас все грубое: и бумага, и природа, и мы сами, и наши соседи тоже. И мы будем жить здесь. А ты там за задницей следи, как бы чего не вышло...»
     
Это – лучше!

Раз уж ты такая вечная
Кроме изумительных памятников, кроме чудной природы в Армении много прекрасных курортов.
     
Американский художник Рокуэлл Кент, певец снегов и айсбергов, любил отдыхать и лечиться в Дилижане. Он подарил местному музею несколько своих картин. Дилижанцы решили отдариться и преподнесли мэтру кувшин, найденный в раскопках близ города. Возраст кувшина определялся в три тысячелетия. Художник поставил его на камин.
     
А под конец долгой жизни Кента дом его сгорел от удара молнии. Выжгло все дотла, не уцелело ничего – кроме кувшина. Он, как уверял живописец, стал только краше.
     
– Ну, раз уж ты такой вечный, – сказал старый художник кувшину, – пусть в тебе похоронят мой прах. И так оно и сталось.
   
Армения вечная, мы нет. Вот мы и должны спешить ее увидеть

Источник: http://www.rustur.ru/

0

18

Культура Армении. Традиции Армении. Кухня Армении
Если вы не до конца осознаете специфику юго-западной Азии, то даже быстрый осмотр Еревана даст вам понять: вы на Ближнем Востоке, хотя вокруг нет мечетей, и ничто не напоминает об исламе. Архитектура церквей, часто украшенных удивительными элементами резьбы по камню, является одной из самых заметных форм искусства. VII в. был высшей точкой религиозно-церковной архитектуры, хотя в целом убранство армянских церквей скромнее, чем например русских. Один из известнейших художников современной Армении Акоп Акопян, будучи этническим армянином, приехал в Армению из Египта в 1962 году. Композитор Арам Хачатурян и скульптор Хорен Тер-Арутян -великие имена, широко известные во всем мире. Традиционная армянская музыка по звучанию похожа на ближневосточную. И сегодня красивая народная музыка является частью повседневной жизни в стране. Армянская литература богата пословицами, сказками и народными преданиями, причем писатели ХХ в. сделали большой вклад в развитие этого направления культуры. Родоначальником современной армянской литературы считается Хачатур Абовян.
   
Если классифицировать территорию и народы Кавказа по языковым группам, то три основные следующие: кавказская, индоевропейская и тюркская. Армянский язык является представителем индоевропейской группы, причем армяне - самая многочисленная группа людей на Кавказе, владеющая одним из индоевропейских языков. Считается, что эта языковая семья зародилась на западе Турции, распространившись на запад, в Европу, и на восток вплоть до Индии к 1000 году до н.э.
Армяне приняли христианство в ранней древности (наиболее древние церкви были построены в IV в.), глава Армянской Церкви живет в Эчмиадзине. Армянский церковный ритуал богослужения включает в себя элементы древних обрядовых песнопений. Это единственная древняя церковь, которая не отмечает Рождество Христово.
   

Баранина - наиболее популярный вид мяса, а хашлама (вареная баранина) - основное блюдо, приготовляемое из нее. Форель из озера Севан великолепна. Фрукты и овощи найти несложно. Бобы, нут, баклажаны, йогурт и другие блюда, характерные для Ближнего Востока, являются типичными и для армянской кухни. Производимый в Армении коньяк (бренди) является первоклассным. Существует исторический факт, что сам Уинстон Черчилль предпочитал армянский коньяк его французской разновидности

0

19

Национальная кухня Армении
Лаваш – всему голова. Армяне не завтракают, не обедают и не ужинают. Они садятся <есть хлеб>. Именно так в языке обозначается любая из стадий трехразового приема пищи. А хлеб - это лаваш. Выпекаемый, как предки учили, только в глиняном очаге - тонире. Который, в свою очередь, разжигают только сухой виноградной лозой. Сушеный лаваш может храниться до полугода. Но если хочешь из сушеного получить совсем как свежий, смочи его водой с питьевой содой и накрой марлей на полчаса. Армянская кухня - это много труда и тысяча секретов.

Что русскому сорняк, армянину - закуска. Триста и еще чуть больше дикорастущих трав кладут повара в блюда, в приправы и специи. Куда и какие, не скажу, зато открою тысяча первый секрет этой кухни - везде очень много соли и лука.

Зелень, сыры, овощи и другую закуску, которая нужна, чтоб аппетит раззадорить, на любом кавказском столе найдешь. А вот баскыртат - только в Армении. Баскыртат означает <разрезанный на ниточки>. Ниточки из отварной говядины нужно смешать с грецким орехом и кинзой и полить мацуном, специальным соусом, похожим на йогурт, только не сладким. Жевать баскыртат не надо - сам в животе тает.

Забудь про диету. Поговорку про то, что завтрак нужно есть самому, обед разделить с другом, а ужин отдать врагу, помнишь? Очень правильная поговорка, но армяне делают все наоборот. Все самое жирное, острое, концентрированное едят вечером. А <первое> стараются съесть и в обед, и на ужин. Потому что так много и так вкусно, как в Армении, <первые> не готовят нигде.

Самое известное - хаш. Что это? Борщ знаешь? Совсем не похоже. Хотя бы потому, что хаш варят - из говяжьих или бараньих ног и рубцов - восемь часов. Густая получается вещь. А перед варкой мясо для хаша (а больше ничего в него и не кладут) еще 5-6 часов вымачивают в проточной воде. Хочешь вкусно кушать, запасись терпением.

Чтобы приготовить бозбаш по-эчмиадзински и путук, нужно взять одни и те же продукты. Главным образом, мясо (лучше молодого ягненка) и горох, желательно крупный нахут. Продукты одинаковые, а блюда совершенно разные. Кто его знает, почему. Хотя армянские повара используют много зелени, их работа не для вегетарианцев. Потому что даже чечевицу и курагу для супов <воспи апур> и <яйни> они норовят отварить на мясном бульоне. А потом еще непременно положат тебе в тарелку мясной кусок пожирнее. Или заправят кушанье не менее скоромной смесью из яйца и молока. Так готовится чулумбур - рисовый суп с жареным луком. Единственное, что может вегетарианец кушать без боязни, это спас. Его и самому приготовить несложно: нужно всего лишь развести мацун водой и смешать его с пшеничной мукой, яйцами, жареным луком и мятой.

Мясо и сало. У армянского радио спросили: <Кто на Кавказе готовит самый вкусный шашлык?>. <Спасибо за комплимент>, - ответило армянское радио. Много есть причин, почему армянские шашлыки хоровац такие аппетитные. Особенно, если их в лаваш завернуть. Наши горные соседи, завидуя, говорят: потому что сало кладете. Это правда. И карси хоровац (шашлык на мангале) и хазани хоровац (это шашлык, который делают в кастрюле) жарят вперемешку с курдючным салом. Но разве только поэтому мясо получается таким сочным? А коньяку <Наири> добавить в маринад? А гранатовым соком полить? Забыл?

Мясо в виноградные листья кладут многие, но наша толма самая вкусная. Грузины, конечно, скажут <вах!>. Хорошо, у них долма тоже самая вкусная. Пусть им тоже будет приятно. Зато у них не готовят тисвжик и кюфту. Для тисвжика нужны внутренности - сердце, печень, легкие. Все это вместе с салом режется одинаковыми кусочками, а потом жарится на сковороде до полуготовности. Затем к мясу добавляют репчатый лук, томат-пюре, соль, перец и доводят кушанье под крышкой до готовности. После чего посыпают зеленью.

Кюфту готовят двумя способами. Древним - для солидных людей, которые не привыкли торопиться. И современным. Через мясорубку. Хотя как можно доверить бездушной машине свой обед? И потом кюфта - это не фрикадельки. Парное телячье мясо надо порезать и отбить каменной колотушкой так тоненько, чтобы зубам работы не было. Получается не фарш, а сплошная масса, куда кладут яйца, пассерованный лук, специи, молоко и из которой лепят, а потом варят мясные комочки.

Хорошее мясо на Кавказе найти несложно. А вот такой форели, как ишхан, кроме как в Севане нигде не водится. Когда-то ереванская знать сооружала специальные водоемы цкнатесанк, чтобы в доме всегда была свежая ишхан. Кушаний из форели много (даже плов у нас некоторые делают с кусочками рыбы), но с ишхан хоровац, жаренной на вертеле, мало что сравнится. Хочешь еще один секрет? Потому что ее нужно маслом обмазать и чуть-чуть салом нашпиговать. А ты как думал?...

Источник: Вечерний Нью-Йорк

увеличить

увеличить

увеличить

Отредактировано glamyrhik (Суббота, 14 марта, 2009г. 04:46:24)

+1

20

Бывал в Армении, мой Друг живёт в Арташате (Араратская долина), из дома вид на Арарат и Масис! Залюбуешься!... :cool:

0


Вы здесь » GoroD » Наши города и страны. » Армения