GoroD

Объявление

1 июля 2018 года, в помещении РТУ, Смилшу 90, с 9.00 до 12.00, состоится расширенный слёт коллекционеров. Приглашаются коллекционеры и все желающие. Вход свободный.

Информация о пользователе

Привет, Гость! Войдите или зарегистрируйтесь.


Вы здесь » GoroD » Наши города и страны. » ТАШКЕНТ-ГОРОД ХЛЕБНЫЙ и не только


ТАШКЕНТ-ГОРОД ХЛЕБНЫЙ и не только

Сообщений 101 страница 150 из 305

101

Узбекское чаепитие - это целый ритуал. Чай пьют в основном зеленый, по-узбекски, кок-чай. Без сахара. И готовят гораздо сложнее, чем привыкли мы. Чай засыпают в хорошо согретый чайник, затем слегка заливают кипятком и помещают на две минуты в ток горячего воздуха (например, в открытую духовку ), но не на огонь, после чего чайник доливают до половины, накрывают салфеткой, через две-три минуты обливают сверху кипятком и доливают до 3/4 объема, затем выдерживают еще три минуты и доливают почти доверху. В некоторых регионах (например, в Ташкенте) предпочитают черный чай. Иногда его пьют, добавив перец, мед или молоко.
Заваривание чая и разливание его гостям является прерогативой хозяина. У узбеков принято: чем более уважаемый гость, тем меньше чая в его пиале. Можно проявлять заботу о госте, регулярно подливая ему чай. Полная пиала означает пренебрежение: пей быстрее и уходи. Если решили до конца следовать традициям, поставьте на стол самые маленькие чашки, можно и кофейные, если нет пиал. Такое веселое и необычное застолье наверняка понравится всем вашим друзьям и родственникам, так что в следующий раз никто не откажется прийти к вам, как в шутку говорят узбеки, 'на плов размером с тюбетейку'.Узбекская вечеринка - вариант беспроигрышный. У узбеков принято всегда принимать приглашения на обед или ужин и приходить вовремя. Так и скажите об этом гостям, тогда отказов и опозданий не будет. Места за столом приходящим указывает лично хозяин. Чем дальше место от входа, тем оно почетнее. Ну, вроде бы все. Начинаем. С детства мы привыкли к тому, что блюда подаются в раз и навсегда установленном порядке: первое, второе, компот и десерт. Видимо, узбекские папы (руководят застольем они) представляют себе правильное питание иначе.

+3

102

ЧАТКАЛЬСКАЯ ДОЛИНА

Чаткальская долина расположена на территории Бостанлыкского района на севере Узбекистана и граничит с Казахстаном и Кыргызстаном. Долину пересекают множество водных артерий и бассейнов, в том числе Чарвакское озеро, Черный водопад, реки Пскем, Угам, Куласья и Коксу, Чаткал и Акбулак, Карачарсай и Чимгансай, Бельдерсай и Мраморная, Каранкульсай и Булаксу и Ишаккуприксай.

Здесь расположены горные массивы, в частности пики Большой Чимган (3309 метров над уровнем моря), Пальтау (2031 м), Малый Чимган (2091 м), Шилинзарчукки (2879 м), Аукашка (3096), плато Пулатхан и Гиза, первалы Кумбель, Акшуран, Гулькам. На территории Бостанлыкского района расположены две особо охраняемые природные территории - Чаткальский заповедник и Угам-Чаткальский природный национальный парк.

Чаткальская долина - одна из немногих мест Узбекистана, где природа сохранилась в первозданном виде, и воздействие человека на окружающую среду минимально. Эта территория имеет богатое культурное и историческое наследие. Уникальность места заключается в том, что местные этносы - узбеки, таджики, казахи и кыргызы сохранили прежний уклад общественного устройства и хозяйствования, ментальность, традиции и быт.
По свидетельству историков, здесь также пролегал Великий Шелковый путь, связывавший на протяжении почти двух тысячелетий Восточную и Южную Азию с Ближним Востоком и Европой. В некоторых местах сохранились останки древних городищ, петроглифы, рудники, культовые объекты, здесь также имеются святые места - (могилы) шейхов Умар Вали Богустани и Доуда (Давида), погребальные курганы между поселками Нанай и Богустан, кладбища Хазрати-Мулло и Яловлик-мазар у поселка Сиджак, куда прибывают паломники из всех концов мусульманского мира.
Бостанлыкский район в течение 50 лет считался туристским центром Узбекистана, поскольку сосредотачивал свыше 100 пансионатов, оздоровительных лагерей, домов отдыха, туристских баз и гостиниц, и поныне здесь действуют две канатно-кресельных и одна канатно-бугельная дороги, имеются базы для спортивных развлечений - дельтапланеризма, параплайдинга, парусных лодок и катамаранов.

Развита и инфраструктура: в хорошем состоянии дороги и мосты, проведены линии электропередач, функционируют сотовая и линейная связь, спасательные станции и пункты пограничной, милицейской и егерской службы. Правительство Узбекистана приняло несколько декретов о развитии Чимган-Чарвакской рекреационной зоны, осуществляет инвестиции в этот сектор экономики.

В Чаткальской долине также расположено свыше 50 населенных пунктов и наибольшие интерес представляют села Чимган, Бричмулла и Хумсан, которые в полной мере выражают специфику этнических сообществ, концентрируют вокруг себя памятники истории и культуры, располагают туристскими ресурсами.

увеличить

увеличить

увеличить

+2

103

УГАМ-ЧАТКАЛЬСКИЙ ПРИРОДНЫЙ ПАРК

Животный мир узбекской части Западного Тянь-Шаня включает 280 видов, из которых млекопитающие - 44 вида, птицы - 200, рептилии - 16, амфибии - 2, рыбы - 20. Растет 2,2 тыс. видов флоры, 2,15 тыс. из них относятся к покрытосеменным, основные виды: тюльпаны, эремурусы, кустарники и альпийские луга, леса можжевельника.

Угам-Чаткальский парк был создан в 1992 году и занимает территорию в 576 кв. км, и в отличие от Чаткальского заповедника здесь разрешены туризм и ограниченная хозяйственная деятельность. Здесь произрастает множество кустарников, цветов, деревьев, в том числе и находящиеся под охраной закона. Из животных отмечается медведи, волки, лисы, горные бараны. К интересным биологическим видам следует отнести также орлов, куропаток, рыб, геккон, озерную лягушку, пустынный гологлаз, желтопузика, водяного ужа.

Парк для посещения открыт со всех сторон, но передвижение по некоторым территориям разрешается по строго определенным маршрутам. Действует система оплаты. Лимитированы сбор лекарственных растений и диких плодов, рыболовство.
В поселке Бричмулла работает лесхоз.

увеличить

увеличить

увеличить

0

104

Этот старейший государственный заповедник на территории Узбекистана организован в 1947 году. Его площадь 35,2 тыс.га. Он расположен на склонах Чаткальского хребта  в  Западном Тянь-Шане ( Ташкентская область, Паркенский район). Очень живописная, малодоступная территория с обрывистыми скалами, осыпями, красивейшими горными вершинами, проднимающимися до высоты более 4600 м над уровнем моря. Ущелья глубокие, с хрустальными потоками воды.

Территория заповедника представлена двумя обособленными участками – Башкызылсайским и Майдантальским, отделенными друг от друга перевалами. Майдантальский участок труднодоступен, добраться туда можно только верхом или пешком. Растительный мир заповедника представлен 40 с лишним видами древесно-кустарниковых форм. Часть их является эндемами Западного Тянь-Шаня. Значительная часть склонов покрыта естественными зарослями арчи. В заповеднике ее два вида, по берегам рек – березовые рощи. Среди кустарниковых зарослей – черная смородина, рябина туркестанская, вишня магалебская, фисташка настоящая. Отдельные куртины деревьев образуют тополь афганский, ивы, клен Семенова, каркас кавказский, грецкий орех, яблоня Северцова, алыча, или слива растопыренная, абрикос обыкновенный.

Животный мир заповедника богат и разнообразен. Здесь обитают сибирский горный козел, косуля, кабан, туркестанская рысь,белокоготный медведь, лисица, каменная куница, сурок Мензбира, дикобраз, горностай, реликтовый суслик, снежный барс. На территории заповедника гнездятся улар, кеклик, серая куропатка, черный гриф, белоголовый сип, бородач-ягнятник, беркут. В горных реках распространены маринка, амударьинский голец, малый туркестанский сомик. Достопримечательностью заповедника являются  наскальные рисунки, изображающие охоту на диких козлов, в Башкызылсае и Тереклисае и других местах. При управлении заповедника, в г.Паркенте создан музей, отражающий красоту и богатство природы, историю охраняемой природы.

0

105

щитомордник

увеличить

0

106

Башкызылсайские петроглифы

увеличить

0

107

Сурок Мензбира

увеличить

0

108

Тюльпаны Большого Пиёзли

увеличить

0

109

Птенец жаворонка

увеличить

0

110

Эремурус

увеличить

0

111

Ирис

увеличить

+1

112

Жостер

увеличить

0

113

Юнона

увеличить

0

114

Лук каратавский

увеличить

0

115

"В Узбекистане обитает африканский зверь - полосатая гиена, следы которого можно иногда встретить на окраине Термеза", - сообщили корреспонденту ИА REGNUM в Государственном комитете по охране природы Узбекистана. По словам собеседника, гиена в Узбекистане встречается только на территории Сурхандарьинской области. В начале прошлого столетия добывали гиен в Кугитангтау, по Сурхандарье до Сариасии, в пойме Амударьи. "В настоящее время, по-видимому, сохранились только по берегам Амударьи. Длина тела около 1 м, весит 27- 54 кг. Окраска серая с темными поперечными полосами. Живет гиена в предгорьях и в тростниковых зарослях. Питается падалью. Сведений об образе жизни на воле нет", - пояснил представитель узбекского природоохранного ведомства. "Гиена - редкий и исчезающий в Узбекистане вид. Гиену, безусловно, следует охранять. Она указана в Красной книге", - заключил собеседник агентства. По данным Государственного комитета по охране природы Узбекистана, в целом современная фауна позвоночных животных республики насчитывает 677 видов (108 видов млекопитающих, 432 вида птиц, 58 видов пресмыкающихся, 2 вида амфибий и 77 видов рыб), фауна же беспозвоночных оценивается в 15 тысяч видов. За последние десятилетия, в результате усиления природопользования, многие виды животных Узбекистана испытали на себе сильное антропогенное воздействие, сократили свой ареал и численность, а некоторые из них полностью исчезли. Наибольшей угрозе подвергаются крупные виды млекопитающих и птиц, имеющие большую практическую ценность как объекты охотничьего промысла, а также эндемичные и локально распространенные виды, встречающиеся в пределах уязвимых, интенсивно осваиваемых человеком экосистем. В частности, уже исчезли туранский тигр, гепард, туркменский кулан, аральская кумжа. На грани исчезновения находятся леопард, полосатая гиена, дрофа; сырдарьинский, амударьинский малый и большой лопатоносы, аральский шип. В особо угрожаемом состоянии находятся устюртский и бухарский бараны, винторогий козел, каракал, среднеазиатская выдра, савка, лебедь-шипун, мраморный чирок, дрофа-красотка, белобрюхий рябок, хентаунская кругоголовка, полосатая ферганская ящурка, аральский усач, щуковидный жерех, некоторые моллюски и насекомые. Численность многих животных еще не достигла критического уровня, но неуклонно сокращается.
ИА REGNUM

0

116

Гостиница Ташкент.2009 год апрель

увеличить

+1

117

Музей Памяти Жертв Репрессий является единственным в своем роде на территории СНГ.
В нем представлено все, связанное каким-либо образом с репрессиями.
Подавление народно-освободительных движений советским режимом, уничтожение наиболее активных слоев населения и интеллигенции под эгидой борьбы с басмачеством (богачами) и контрреволюционной деятельностью, насильное выселение из страны, Сталинские репрессии – все эти ужасающие события отражены в экспозиции музея.
Они рассказывают о восстаниях, проходивших на территории региона, падении Кокандской автономии в феврале 1918 года, движении джахидов - интеллигенции Центральной Азии, которые делали главный упор на образование и просвещение, часть из которых выступали за независимость Туркестана.
Этнические чистки, поиск внутренних врагов, лагеря ГУЛАГа, и так называемое “хлопковое дело” в 1980-хх – все это летописи истории республики.
Музей Памяти Жертв Репрессий был открыт в преддверии празднования 11-ой годовщины Независимости Узбекистана 31 Августа 2002 года.

увеличить

увеличить

увеличить

Отредактировано glamyrhik (Понедельник, 6 апреля, 2009г. 17:44:16)

+2

118

Кое-что о Бухаре, эмире и крепости
Как приедете в Бухару, первым делом купите зонтик от солнца и тюбетейку, а после без промедления идите на северо-запад.Там, на площади Регистан, опаленная солнцем и обдуваемая пустынными ветрами, высится древняя крепость Арк, оплот последнего бухарского эмира.
     Нынче в грозном символе величия и власти можно недорого купить оригинальную суфийскую шапочку, полюбоваться на смешных японских туристов, а также посетить приемный зал и развалины гарема. Но не висит больше на восточной стене кожаная плеть - символ власти Бухарского Эмирата; не слышно воплей наложниц, звона золотых монет и вкрадчивого шепота визиря. А когда-то..

увеличить

+2

119

Последний бухарский эмир Сеид-Абдула-Ахад-Богадур-хан был большим другом Николая II, торговал каракулем, носил титул "высочество" и был награжден практически всеми русскими орденами вплоть до ордена Святого Андрея Первозванного. Знаменит он также и попыткой внести в классический восточный орнамент элементы западного декора (ну, например пара потешных львов при входе в летний дворец)
      Когда пришла революция Сеиду Алимхану было 37 лет. Незадолго до своего бегства из Бухары он заблаговременно вывез 10 тонн золота, что на сегодняшний день эквивалентно 70 миллионам долларов США. Все это сокровище, как утверждается, было спрятано где-то в пещерах Гиссарского хребта. При этом по одной из версий, Сеид Алимхан избавился от лишних свидетелей по классическому сценарию: погонщики, которые знали о ценном грузе, были уничтожены доверенным лицом эмира дервишем Давроном и его подручными. Затем последних лишил жизни личный телохранитель эмира Карапуш с гвардейцами, а вскоре сам Карапуш, доложивший эмиру об успешном завершении операции и посвятивший светлейшего в тайны захоронения клада, той же ночью в опочивальне дворца был удавлен личным палачом эмира. Исчезли и гвардейцы - их также умертвили.

+2

120

Как-то так, вполне по-Флинтовски.
В июле 1920 г. войска туркестанского фронта РККА под командованием Михаила Васильевича Фрунзе осадили Бухару. Последние защитники города затворились в крепости Арк и обороняли ее так отчаянно, что Фрунзе даже пришлось выписать из Ташкента два "ераплана", чтобы бомбардировать Арк с воздуха. Ерапланов в Бухаре никогда не видали и цитадель пала.
Сеид Алимхан бежал сначала в Таджикистан, а затем в Кабул. Город, который, после Бухары он любил больше всех других на свете.
Там он и умер незадолго до окончания Второй мировой войны.

увеличить

Отредактировано glamyrhik (Понедельник, 6 апреля, 2009г. 17:50:41)

+2

121

Фотографии Самарканда

увеличить

увеличить

увеличить

увеличить

увеличить

+3

122

Весна,начало состязания "Улак":
Три мудреца

увеличить

0

123

Мужчины

увеличить

0

124

И девушки в теньке

увеличить

0

125

И вообще народу собралось много к началу основного состязания "Улак":

увеличить

Отредактировано glamyrhik (Понедельник, 6 апреля, 2009г. 18:38:03)

0

126

все нарядные

увеличить

0

127

Цветок гор

увеличить

0

128

а вот вопрос возник:судя по фото,у одних женщин есть головные уборы,у других -нет,а в целом,как у вас в Узбекистане,носят хиджабы?и одежда?
в чем ходят женщины?

0

129

в основном ходят как и везде,исключение -те кто читает намаз,ходят с покрытой головой.

0

130

задание такое: отрезают у барана голову, шею зашивают и игроки (всадники на конях) отбирают друг у друга этого барана и должны какое-то время продержаться с ним в круге. При этом очень тесно, все стегают своих и чужих коней, попадают друг другу по рукам, кони ржут, кусаются.. Издавна мужчины устраивают такие состязания. Победителю почет и приз, остальным - просто уважение и многочисленные ушибы и ссадины. Если у вас "трус не играет в хоккей", то в наших краях "трус не играет в Улак".

увеличить

Отредактировано glamyrhik (Понедельник, 6 апреля, 2009г. 18:42:29)

0

131

glamyrhik,а можете показать национальные наряды какие-нибудь?Любопытно!(если свободная минутка есть)

0

132

с удовольствием покажу.

0

133

Вот и медицинская /повозка/ аптечка на всякий случай

увеличить

0

134

Зрители заняли свои места
Телевизионщики тоже, куда без них
и понеслось................

увеличить

увеличить

увеличить

увеличить

увеличить

+1

135

Женская одежда состояла из платья туникообразного покроя (куйлак) и шаровар (лозим). У женщин платье было длинное, доходило до щиколоток.
      У девичьих платьев разрез ворота делали горизонтальным и обшивали по краю кантом из материи другого цвета или тесьмой. На плече ворот завязывали тесемкой из той же ткани или застегивали на одну пуговицу.
      У замужних женщин были платья с вертикальным разрезом ворота.
      Позже появились платья с отрезной кокеткой (куркак бурма).
      Дома женщины одевали одно платье, при выходе или в холодное время года - несколько.
      Для праздничного или выходного костюма женщины из знатных слоев надевали по три платья, рукава их были одинаковой ширины, но разной длины, чтобы концы рукавов, украшенные вышивкой, виднелись один из под другого. Если же хотели показать богатство своего гардероба, то брали с собой ещё несколько платьев и, придя в гости, время от времени меняли туалет. Иногда под платье на тело надевали рубашку (ички куйлак) из белой хлопчатобумажной ткани. Длина платья была различной. Женщины носили платья почти до земли, а молодые - более короткие.
      К верхней женской одежде относились стеганые ватные халаты - копон, покрой туникообразный, несколько отличающийся от мужских халатов
      Ворот женского халата более открытый и широкий, его не застрачивали и не вышивали, борта женского халата почти не сходились.
      Паранджи - (от измененного фаранджи - "платье") - большой и широкий халат с откинутыми на спину и скрепленными внизу друг с другом длинными и узкими ложными рукавами ючвон, скрывающий фигуру женщины с головы до пят.
      Лицо женщины скрывала прямоугольная сетка чачван, чимбат из черного конского волоса.
      Популярные женские головные уборы: самый традиционный - квадратный или прямоугольный платок румол, а также женские шапочки - култа, кийгеч.

увеличить

+2

136

Мужская одежда.
      Для мужской одежды характерен одинаковый покрой, независимо от возраста, это свидетельствует об архаичности костюмов мужчин.
      Традиционная мужская рубаха - куйлак, шили длиной ниже колен, потом укоротили до середины бедра. Ворот рубахи был двух фасонов.
      В Ферганской долине к длинному вертикальному разрезу пришивали воротник, выкроенный из продолговатого куска ткани, разрезанный наискось на два клина и сшитый широкими концами.
      У рубах другого фасона разрез был горизонтальный от плеча к плечу.
      Мужские шаровары - иштон, были широкими, к низу сужались, доходили до щиколоток.
      В холодное время года мужчины надевали шаровары с подкладкой - шим.
      Поверх рубахи надевали распашной халат - чопон.
      Из мужских головных уборов предпочитали тюбетейки различных типов: дуппи, калпон, каллапуш

увеличить

увеличить

+2

137

традиционная посуда

увеличить

увеличить

+1

138

Из истории формирования традиционной одежды Узбекистана
Одежда наших предков, проживавших на территории Узбекистана, формировалась в соответствии с особенностями природных условий, уклада жизни и родоплеменных традиций. Археологические памятники, настенная живопись, терракотовые статуэтки, торевтика, письменные источники, миниатюры рукописных книг, сохранившихся до нашего времени, дают достаточно ясное представление об одежде местного населения, её формах и эволюции, а также о её характерных особенностях.

Развитие одежды связано с возникновением ткачества, появление которого датируется позднейшей эпохой каменного века - неолитом. К этому времени относятся обнаруженные у подножия Копетдага остатки ткацких станков (Джейхунская культура). Поскольку в регионе было развито животноводство, одежду в основном ткали из шерсти. Предметы ткацкого оборудования, найденные в сопредельных историко-культурных регионах, свидетельствуют о высокой степени развития ткачества, начиная с эпохи энеолита. Остатки одежды, относящейся ко 2-тыс. до н.э., были обнаружены также в Сапаллитепа, городище на юге Узбекистана. В целом к VI в. до н.э. одежда из шерстяных тканей практически вытеснила одежду из шкур.

В отношении античного и раннесредневекового периодов следует отметить настенные росписи Халчаяна, Афрасиаба, Пенджикента, Варахши, Балалыктепа и ряда других памятников. Так, на фресках из Балалыктепа мужчины одеты в яктак (летние легкие халаты без подкладки). В надписях памятника тюркского рунического письма VI - VIII вв. в честь Кюль-тегина имеется упоминание о верхней одежде мужчин - тунах - чапанах (халатах с подкладкой). Материалы археологических исследований и настенная живопись показывают, что в раннее средневековье состоятельные тохаристанцы носили чекмени (верхняя одежда типа кафтана) из шелка, а бедные слои населения - из белой бязи. Эти сведения подтверждаются и письменными источниками, в частности, свидетельством известного китайского путешественника Сюань-Цзаня (2, р. 129). Население Тохаристана этого периода носило одежду с прилегающей плечевой частью и трапециевидным подолом, покрой одежды местных жителей в основном был одинаковым. Все виды одежды кроились без рукавов, или с длинными (в некоторых случаях широкими) рукавами. Как правило, с боковых сторон у одежды имелись разрезы, воротник был отложным, что дает возможность проследить особенности традиций, уходящих в далекое прошлое.

Говоря об одежде раннесредневекового периода, следует отметить редкие образцы, обнаруженные при раскопках Мунчактепа (Ферганская долина). В процессе раскопок отечественными археологами была обнаружена мужская, женская и детская одежда. Длинное женское платье было сшито из шелка, его подол достигал щиколоток. По бокам, в нижней части подола, имелись разрезы в 10-15 см, в области талии наряд был дополнен поясом (поясным платком). Рубашки мальчиков шились из шелка, длиной немного ниже пояса. С двух сторон по бокам от нижней кромки имелись разрезы. Ворот был прямым, на талии повязывался пояс. Нагрудная часть, края рукавов и подол платьев девочек украшались своеобразно вышитыми цветами. С левой стороны нашивался резной карман
В целом одежда населения раннего средневековья связана с этнической и общественно-политической историей народов не только Средней, но и всей Центральной Азии, а также государств, расположенных на Великом шелковом пути. Немаловажное значение при изучении одежды прошлого имеет исследование тканей. Так, на горе Муг впервые наряду с документами, составленными на основе согдийской письменности, были обнаружены куски различных тканей, которые, по мнению ученых, датируются первой четвертью VIII в. Среди предметов с горы Муг особую ценность представляет щит с изображением статного всадника в полосатом халате: сквозь красные полосы ткани халата проступают желтые полосы. Здесь же был обнаружен единственный лоскут шерсти, окрашенный в темно-красный, белый и зеленый цвета. О халатах из тканей в полоску, сшитых в Хорезме и вывозимых из Средней Азии в соседние страны, упоминал известный арабский историк Макдиси.

Прославленный языковед ХI в. Махмуд ибн Ал Хусаин ибн Мухаммад ал-Кашгари в своем труде "Диван луђат ит-тюрк" (Словарь тюркских наречий) приводит названия множества предметов одежды и около 30 наименований тканей для их изготовления. В произведении содержится 225 терминов, относящихся к культуре одежды. Знаменитый ученый-тюрколог наряду с перечислением натуральных тканей (хлопок, шерсть, шелк), упоминал и о красивых халатах из "й?ллик барчук", то есть из шитой золотом парчи. Интересно, что отрезы шелка, парчи и бархата использовались в Х-ХII вв. иногда как денежный эквивалент
Уровень культуры ношения одежды у тюркских народов этого периода был достаточно высоким. Так, в упомянутом "Словаре…" имеется описание таких широко распространенных среди тюркских народов предметов одежды, как "yalma" - накидка, стеганый ватный халат, "didak" - накидка для молодых женщин, укрывающая их от чужих глаз, "kiduk" - головной убор из перьев "burunchuk", "parti" - верхний легкий халат без подкладки и др. Причем автор "Словаря…" упоминал не только верхнюю одежду, но и нижнее белье

То, что уже в ХI в. существовала особая нательная одежда, без сомнения, свидетельствует о сложившемся комплексе костюма и особой культуры его ношения. Еще Алишер Навои упоминал предмет женской одежды "терлик", имея в виду тэринчак: "Я сгораю от узбекского алого халата, под которым красавица носит желтую рубашку" При изучении костюмов средневекового периода одним из бесценных источников являются произведения миниатюры (конец ХII - начало ХIII вв.), на которых видно, что мужская и женская одежда имела расширенный подол, своеобразный, округлой формы, покрой. Одежда в основном шилась из однотонных тканей различных цветов. Передняя часть одежды была немного короче задней, для подкладки использовались полосатые ткани. Хотя мужская и женская одежда внешне была схожей, однако в покрое имелось множество различий. Рукава женского костюма расширялись книзу, а у мужского были сужены и прилегали к запястьям. Женщины носили длинные прямые юбки или широкие нижние штаны. Нижняя часть мужских шаровар заправлялась в сапоги с высокими голенищами. Большое распространение имела чалма. Воины носили ее поверх кольчуги.
К XV в., в период правления династии Темуридов, привычным стало ношение двухслойной, т.е. верхней и нательной длинной одежды на подкладке разных цветов. Это касалось как мужской, так и женской одежды. В свою очередь, в эпоху Темуридов в таких городах, как Самарканд, Шираз и др., был сформирован комплекс одежды местного покроя, отличавшийся многокрасочностью, простотой и своеобразным очарованием. Тем не менее в одежде разных регионов существовали отличия в стиле, выборе цвета, изготовлении украшений, манере ношения. По утверждению М. Ашрафи, ни в одно другое время одежда в этих краях не была настолько нарядной, многокрасочной, простой и чарующей .

В эпоху Темуридов в Мовароуннахре и в период правления Бабуридов в Индии ученые, государственные должностные лица, религиозные деятели носили одежду типа паранджи. Термин "паранджа" обозначал одежду как мужскую, так и женскую (8). Ко времени правления династии Шейбанидов паранджа-чапан считалась одеждой ученых. Впоследствии данный предмет превратился в непременный атрибут одежды женщин при выходе из дома.
В XVII - XVIII вв. продолжала развиваться одежда традиционного кроя, но одновременно формировались и другие виды местных костюмов, характерных для населения различных городов, - Бухары, Самарканда, Хорезма, Ферганы, Ташкента, Карши, Шахрисабза. Специфические черты сказались на деталях костюма, обуви, головных уборах, тканях. В ХIХ - начале ХХ в. комплекс узбекской национальной одежды имел сформированный вид. В этот период в Узбекистане, как и в других регионах Средней Азии, происходило бурное развитие производственных отношений и расширение торговых связей. В результате колонизации края царской Россией регион был наводнен фабричными тканями. Это привело к росту массового промышленного производства. Появление швейных машин стало своеобразным "революционным" событием при изготовлении одежды. В результате наряду с традиционно широкими, длинными, цельнокроенными платьями, скрадывавшими силуэт, появились европейского фасона наряды на кокетке со сборками, которые подчеркивали фигуру и имели сложный крой.
В конце ХIХ - начале ХХ в. во многих регионах Узбекистана вошли в моду укороченные рубашки с воротником-стойкой (рубашки с "ногайским воротом"), которые первоначально стали носить городские жители, особенно торговый люд. В этот период среди узбекского населения весьма популярными были рубахи яктак с запахом и отрытым воротом, полюбившиеся как молодежи, так и людям старшего возраста.
В середине ХIХ - начале ХХ в. в стране повсеместно стали носить камзолы ("камзул", "камзур"). Камзол имел плотно прилегающий силуэт, стоячий воротник и напоминал сюртук со сборками на ткани, но без отложного воротника и разреза сзади. Камзолы шились из ткани черного цвета, в большинстве случаев из сатина или плотной костюмной хлопчатобумажной ткани и носились поверх рубашки или даже стеганого халата с учетом возраста, пола, материальных возможностей человека, поэтому ткань выбиралась в соответствии с этими факторами, а также по временам года. Все это нашло отражение в их названиях: ватный камзол, камзол с подкладкой, камзулча (маленький камзол), трехпоясной, пятипоясной, приталенный, а также парчовый, бархатный и чесучовый камзолы.

Традиционный женский костюм составляли платье, длинные штаны, чапан, мурсак (верхний халат с рукавами до локтей), бешмет, камзол, безрукавка, паранджа с чачваном, множество разнообразных платков и красочных тюбетеек. Обувь состояла из махси (ичиги, т.е. сапожки без твердого задника и каблука, с мягкой подошвой), кожаных и резиновых калош. Женская одежда отличалась красотой и изяществом, а предметы украшений, изготовленные искусными ювелирами, служили прекрасным дополнением.

В целом до 80-х гг. ХIХ в. массовая узбекская национальная одежда сохраняла свой традиционный прямой покрой. Фасон одежды в определенном смысле диктовали национальные полосатые, однотонные или набивные ткани. Передняя часть, подол, края рукавов и воротник часто украшались вышитой цветами тесьмой (жияк). В древности эта деталь украшения служила своеобразным оберегом и воплощала определенные религиозные воззрения, придавая наряду завершенность и красоту.

увеличить

увеличить

увеличить

увеличить

+1

139

glamyrhik написал(а):

Фотографии Самарканда

как раз читаю книгу где упоминается этот город. Красивый!!

0

140

lili написал(а):

как раз читаю книгу где упоминается этот город. Красивый!!

Какую книгу читаешь?
а в Самарканде и правда интересно,есть что посмотреть.

0

141

glamyrhik написал(а):

Какую книгу читаешь?

это юмористическая фантастика про багдадского вора и Ходжа Насреддина,  с другой точки зрения чем у Соловьева, но забавно получилось у автора

0

142

немного о Самарканде
Зерафшан
В 1-м тысячелетии до нашей эры Священная Книга зороастрийцев "Авеста" зафиксировала на своих страницах описание развитой земледельческой области в долине реки Зерафшан (с персидского - "Золото несущий"), что на юго-востоке современного Узбекистана, где "высокие горы изобилуют пастбищами и водой, дающими скоту обильный корм, где глубокие озера с обширной водной гладью и судоходные реки с широкими руслами..." Область названа в Книге - Сугд (Согд), а благодаря биографу Александра Македонского - Арриану, мы знаем и имя ее главного города - Мараканда, расположенного в районе нынешнего Самарканда, на сей день условно насчитывающему возраст 2750 лет.Сведения о Мараканде в период до персидского завоевания (до VI века до нашей эры) носят полулегендарный характер. Достоверно известно лишь одно: в шестом веке до нашей эры, расширяя границы своего государства, царь персов из династии Ахеменидоев - Кир (Куруш) завоевал, в числе других земель, и Мавераннахр.

Через почти двести лет всегреческий союз под руководством Македонии начинает войну с Персией и разбивает великую персидскую армию. Весной 329 года до н.э., преследуя персидского царя Дария, греко-македонская армия во главе с Александром Македонским вторглась на территорию Средней Азии. Переправившись через Амударью, войска двинулись в долину Политимета (так греки называли Зерафшан, "весьма ценный") к Мараканде и захватили город.

Но пока Александр будет сражаться со скифами и закладывать на левом берегу Сырдарьи очередную, самую дальнюю Александрию - Александрию Эсхату (современный Худжанд, Ленинабад, Ходжент - Таджикистан), в Мараканде вспыхнет восстание, которое вскоре охватит весь край. Спитамен, так звали отважного согдийца, почти 2 года будет руководить беспрерывной партизанской войной и открытыми боями с частями регулярной македонской армии. Но в итоге, героическое восстание будет жестоко подавлено, Спитамен убит, а город по распоряжению македонского завоевателя - разрушен.Афросиабе
Какое точно время Мараканда остается в руинах неизвестно, но город возродится в юго-западной части городища Афросиаб. Согласно древним легендам, города воздвигаются, чтобы стать связующим звеном между волей небес и волей земли, и все на свете будет способствовать тому, чтобы связь между ними не прервалась. У Самарканда есть эпитет - Махфуза, и на протяжении, как минимум, трех тысяч лет, город будет возрождаться, не смотря ни на что. Снова и снова. Махфуза. Хранимый.

+1

143

Около 306 года до н.э., Самарканд и его окраины войдут в состав государства Селевкидов, названного так по имени Селевка Первого, одного из самых талантливых полководцев Александра Македонского. В последующем регион войдет в состав Греко-Бактрийского царства, а в первые века нашей эры - под власть китайской династии Гуйшуан (канпойцев китайской провинции Ганьсу), создавших здесь Кушанское царство. Такой интерес правителей соседних стран к Самарканду объяснялся его выгодным геополитическим расположением - через город проходили крупнейшие караванные пути (Великий Шелковый путь) из Сирии, Турции, Персии, Индии, Китая.

Около середины V века свое господство над среднеазиатскими землями устанавливают правители династии Эфталитов (белых гуннов, потомков массагетов), а чуть позже (в 565 году) кочевые тюркские племена, пришедшие с Алтая. Самарканд вместе с другими городами сохранил свою независимость, но выплачивал тюркским правителям дань. Взамен же, Тюркский Каганат, получивший искомый контроль над караванным путем из Китая в Византию, обещал внешний покой и невмешательство в государственные дела. Примерно в это же время через город была проложена свинцовая магистраль централизованного водоснабжения "Арзис".

Спустя некоторое время (в 712 г.) на долину Зеравшан предприняли поход арабы. Завоеватели обстреливали стены Самарканда из трехсот метательных орудий, причиняя огромные разрушения. Стойко и смело защищали согдийцы свой город, нанося атакующим серьезные потери. Целый месяц длилась осада. Когда катапультами были разрушены стены, и неприятель вошел в город, бой не окончился. Самаркандцы бились за каждый дом, за каждый клочок земли. Но, несмотря на такое мужественное сопротивление, арабские войска под предводительством Кутейбы ибн Муслима заняли город. Вводя новую религию и культуру, уничтожались исторические ценности, письменные и культурные источники. Именно по этой причине, о жизни Самарканда до арабского завоевания, известно, в основном, лишь благодаря археологическим изысканиям и письменным источникам соседних государств.В начале 713 года в Самарканде вспыхивает восстание. Тогда, на помощь восставшим придут степные тюрки и другие народы. Народные волнения будут сопровождать весь период арабского владычества. Каждое новое усиление давления над местными жителями будет вызывать реакцию в виде восстаний. Но самое крупное восстание вспыхнет в 770-х годах под предводительством человека, вошедшего в историю под арабским прозвищем Аль-Муканна ("закрытый белым покрывалом"). В 806 году, доведенные до отчаяния жители Зерафшанской долины и Кашкадарьи во главе с военачальником Рафи ибн Лейсом при поддержке тюрков откинут завоевателей. Но Арабский халиф вновь соберет войско и лично возглавит новый поход. В 809 году Самарканд снова будет взят. Однако, помня горький опыт прошедших восстаний, Халифат вернет право властвовать местной знати, обязав ее, правда, периодически платить налоги.

+1

144

Освободившийся Самарканд начнет переживать новый подъем, станет крупнейшим городом региона (до полумиллиона жителей), пристанищем суфиев и ученых (в 1066-1070 гг. здесь живет Омар Хайям, специально прибывший из Нишапура). Город будет утопать в зелени и садах, обильно цветущих при микроклимате обширной сети квартальных бассейнов (хаусов) и фонтанов, вырабатывать бумагу, хлопчатобумажные ткани, стекло, керамику, украшения, а вокруг будут сменяться правящие династии: сначала Тахириды, затем (в IX-X веках) Саманиды (создавшие первое в Мавераннахре централизованное феодальное государство и благоприятную среду для развития науки, культуры, ремесел и промышленности), в конце Х-ХI вв. - Караханиды, Газневиды, Сальджукидский Султанат, в XII - кара-китаи из северного Китая и Хорезм-шахи.

А тем временем на востоке монгольские племена объединяются под властью Темучина, более известного, как Чингисхан... Войско Чингисхана вступит в Самарканд 17 марта 1220 г. Несмотря на все приготовления жителей к осаде, предатели откроют ворота. Кого-то убьют, большую часть возьмут в плен для военных нужд, около 30 тысяч ремесленников и мастеров угонят в Монголию. Город опустошен... Для того, чтобы позднее возродиться вновь.
Чингисхан умрет через семь лет, разделив незадолго до этого свою империю между своими сыновьями (Самарканд перейдет к Чагатаю, второму сыну Чингисхана). Империя будет агонизировать почти полтора века, пока к власти не придет Амир Тимур, и не создаст свою империю с востока на запад - от Кашмира до Средиземного моря, и с севера на юг - от Аральского моря до Персидского залива, установив в 1370 году Самарканд в качестве столицы империи.

По замыслу Амира Тимура величие и красота Самарканда должны были затмить все столицы мира. Руками местных и привезенных мастеров строятся дворцы, Гур-Эмир, Биби-Ханым, ряд мавзолеев Шохи-Зинды, которые до сих пор поражают своей красотой и величием. Самарканд утопает в 12 окружающих его садах, а окрестности застроены селениями с именами таких величественных столиц мира, как Миср (Каир), Димишк (Дамаск), Багдад, Султания, Фариш (Париж) и др.

Самарканд украшается, Империя растет, но остается только одна опасностъ - Тохтамыш, правитель Золотой Орды, только недавно разграбивший Москву, а в 1388, пользуясь отсутствием Амира Тимура в городе, попытавшийся (неудачно) осадить Самарканд. В 1395 г. двухсоттысячная армия Тимура полностью разбивает Тохтамыша, а затем уничтожает и главный город Золотой Орды - столицу Сарай Берке.

+1

145

...Снова возрождаются, потерянные было, торговые пути из Китая на Ближний Восток, и снова сходятся они в Самарканде. В это время, на юго-западе материка набирает силу Османская империя турков, армия которой в 1396 г. наголову разбивает цвет рыцарей Европы и осаждает Константинополь. Регент Константинополя, император Греции, правитель Венеции предлагают Амиру Тимуру стать союзником Европы. Союзничество предлагает ему и сам Баязид, султан Османов... Амир Тимур делает свой выбор и 28 июля 1402 года своей двадцатитысячной армией отборных воинов разбивает Баязида при Анкаре. В 1405 году - год смерти Тимура (Амир Тимур умер в 1405 г. в походе на Китай), благодарные французы установили в Париже его позолоченную статую с подписью: "Освободителю Европы".Улугбека
Через 4 года после смерти Амира Тимура, страной начнет править его внук - 15-летний Мирзо Улугбек - великий ученый, 40-летняя эпоха правления которого пройдет под девизом "Стремление к знанию - обязанность каждого мусульманина". Основным детищем Улугбека является его Университет на площади Регистан и обсерватория, не имеющая равных себе ни тогда, ни много лет позже, в которой производились наблюдения за звездным небом. Улугбек составил точный атлас небосклона из 1018 звезд, "Гургановы" таблицы натуральных значений синусов и тангенсов углов стояния звезд, верных до девятого десятичного знака, а также каталог географических координат большого числа пунктов на Земле. Вместе с Улугбеком трудится его ученик и соратник Али Кушчи, также внесший свой вклад в развитие математики, высчитав, к примеру, значение числа "пи" с точностью, которую превзойдут только через 250 лет.

25 октября 1449 года Улугбек убит по приказу собственного сына Абдулатифа... Через 5 с половиной месяцев, Абдулатиф будет казнен, его голову повесят на портале медресе Улугбека, а на могиле напишут: "Отцеубийца".

+1

146

После Улугбека Самаркандом недолго будет править тимурид Захириддин Бобур, автор известных записок "Бобур-наме" и основатель Великих Моголов в Индии.

В международной сфере Империя начнет терять былые границы. Турки-османы восстановят свое прежнее величие, подчинят себе весь Ближний Восток и захватят порты Средиземного моря, через которые проходила торговля по Великому Шелковому пути. Караванные пути через Самарканд снова утрачивают свое значение. Упадок торговли и ремесленного производства приводит к застою в экономической жизни страны.

В XVI-м веке династия Шейбанидов, объединившая тюрко-монгольские племена, практически уничтожает всю правящую знать тимуридов, но в процессе борьбы за власть гибнут и наиболее влиятельные представители самих Шейбанидов. Поиски хана приводят к Аштарханидам (выходцам из Астрахани), проживающим в Бухаре родственникам Шейбанидов. Столица переезжает в Бухару, однако Самарканд по-прежнему остается крупным городом, с продолжающими развитие науками и ремеслами. Активно развивается узбекский язык, на котором говорят представители гуманитарных наук.
Дор
Через век, при Мангытах, Самарканд войдет в состав Бухарского ханства, как особый удел. В это время Самаркандский эмир Баходур Ялангтуш на свои средства построит два других медрессе (центральное - Тилля-Кори и правое Шер-Дор) на площади Регистан.

Конец XVII-го и первая половина XVIII-ro века носит характер времени смут. Был период (в двадцатых годах ХVIII-го столетия), когда Самарканд опустеет, в медресе будут жить тигры и волки, а население едва насчитывать тысячу семей, и то поселившихся в маленькой его части. Жизнь в городе возродится в конце 70-х годов XVIII века. В город пришлось переселять жителей некоторых соседних городов, обосновывать новые кварталы и восстанавливать разрушающиеся городские и крепостные стены. Но город снова будет жить. Снова зацветут сады, а по арыкам побежит проточная вода.

2 мая 1868 г. Самарканд был занят войсками Российской империи и стал центром Зерафшанского округа, и чуть позднее (с 1887 г.) - Самаркандской области. Роль Самарканда еще более возрастет в связи с прокладкой нового "старого караванного пути" - в 1888 г. город будет соединен с берегами Каспия посредством железной дороги.

+1

147

Настоящий Узбекский кишмиш

увеличить

+1

148

Узбекские сувениры

увеличить

увеличить

+1

149

Курага

увеличить

увеличить

Отредактировано glamyrhik (Среда, 8 апреля, 2009г. 01:12:35)

+2

150

инжир

увеличить

+2


Вы здесь » GoroD » Наши города и страны. » ТАШКЕНТ-ГОРОД ХЛЕБНЫЙ и не только