GoroD

Объявление

29 апреля 2018 года, с 9:00 до 12:00 в помещении филиала РТУ Смилшу 90, состоится весенний, расширенный слёт коллекционеров. Вход свободный.

Информация о пользователе

Привет, Гость! Войдите или зарегистрируйтесь.


Вы здесь » GoroD » Авторские галереи. » Аргуновы.Портретисты.


Аргуновы.Портретисты.

Сообщений 1 страница 11 из 11

1

Иван Петрович Аргунов
(1729-1802, Москва) - русский живописец, портретист.

Автопортрет
~1760г, холст, масло
Государственный Русский музей, Санкт-Петербург
http://i046.radikal.ru/0804/39/c90747900634t.jpg

Судьба этого замечательного живописца драматична. Крепостной графа П. Б. Шереметева — одного из богатейших людей своего времени, владельца знаменитого Фонтанного дома (Петербург) и усадьбы Кусково под Москвой, — И. П. Аргунов принадлежал к талантливой семье крепостных интеллигентов - художников и архитекторов.

Всю жизнь Аргунов должен был исполнять многочисленные хозяйственные обязанности. Был управителем домов (фактически дворцов) П.Б. Шереметева сначала в Петербурге, затем в Москве.
Конечно, в отличие от многих русских художников, Аргунов никогда не знал нужды, но могло ли это заменить свободу? Всю жизнь он испытывал двойственность своего положения: с одной стороны — признанный художник, с другой — бесправный раб.
А ведь уже в 1750-е гг. авторитет Аргунова был столь велик, что именно к нему в мастерскую направляются учениками «спавшие с голоса» певчие придворной капеллы А.П.ЛОСЕНКО, К. И. Головачевский и И. С. Саблуков, будущие академики живописи.

Судя по всему, в 1746-47 гг. Аргунов учился у Г.-Х. ГРООТA, придворного художника императрицы Елизаветы . Во всяком случае, в 1747 г. вместе с Гроотом молодой живописец исполняет иконы для церкви Большого Царскосельского дворца.

Иконы Аргунов писал и позже. Но главным его призванием был портрет.

В 1750 г. художник завершает парадный «Портрет князя И. И. Лобанова-Ростовского», в 1754-м парный к нему «Портрет княгини Е. А. Лобановой-Ростовской». Особенно хорош портрет княгини. Он несколько жестковат по исполнению, что, впрочем, вполне естественно для совсем молодого художника, когда стремление к тщательности и законченности исполнения еще не соединяется со свободой и легкостью. Однако именно эта жесткость в сочетании с построенным на оттенках холодных цветов колоритом (roлубое с серебряными узорами платье, пудреные волосы, горностаевая мантия) придает портрету своеобразную хрупкую прелесть.

В будущем Аргунов станет писать мягче и "технически совершеннее", однако сохранит приверженность к точному и ясному рисунку, изысканно-сдержанному колориту и спокойное, внимательно-доброжелательное отношение к своим моделям.
Таким спокойным и доброжелательным предстает перед нами сам Аргунов на автопортрете (ок. 1760), в экспозиции ГРМ он выставлен как «Портрет неизвестного скульптора».

В портретах супругов К. А. и Х. М. Хрипуновых (1757), людей близких к семейству Шереметевых и, вероятно, добрых знакомых художника, он создает новый для России тип интимного (камерного) портрета. Муж изображен с газетой, жена с книгой. И это сразу говорит об образованности супружеской четы: читающая женщина в России середины XVIII в. еще редкость.

Естественно, Аргунов неоднократно писал портреты Шереметевых («Портрет графа П. Б. Шереметева», и парный к нему «Портрет графини В. А. Шереметевой»и др.). Среди них выделяется «Портрет В. П .Шереметевой», на котором представлена младшая дочь Петра Борисовича, очаровательная круглолицая девушка в расшитом цветами платье.

Писал художник и «исторические» портреты предков своих хозяев — фельдмаршала Б. П. Шереметева, князя А.М. Черкасского. Писал и императриц — Елизавету Петровну и Екатерину II.

   
Но более известен «Портрет калмычки Аннушки» (1767). Любимая воспитанница В. А. Шереметевой, милая девочка, держит в руках гравированный портрет уже покойной хозяйки. В середине XVIII в. среди русской аристократий была мода на калмычат, как до того — на арапчат.

В 1768 г. Аргунов создает одну из лучших своих работ - «Портрет Толстой». Немолодая женщина с умным спокойным лицом изображена с вязаньем в руках, что вносит неожиданно интимную ноту в парадный по типу портрет.

1760-е гг. — время расцвета творчества Аргунова. Но в конце их П. Б. Шереметев переселяется в Москву, а художника назначает управителем своего Миллионного дома в Петербурге, что налагает на Аргунова массу новых обязанностей.

В 1770 — 80-е rr. он пишет мало, но именно в это время появляется его едва ли не самое знаменитое произведение — «Портрет неизвестной крестьянки в русском костюме» (1784)— первое такого рода в русском искусстве. Вероятно, изображена действительно женщина из простонародья, возможно кормилица, в этнографически точном наряде крестьянки Московской губернии (а не актриса в театральном «парадном» костюме, как считали некоторые исследователи).

В 1788 г. Аргунов назначен управителем Московского дома Шереметевых. В Москве он уже совсем не работает как художник. Занимается хозяйственными делами. Обучает своих сыновей (Павел — архитектор, Николай — живописец, Яков — живописец и график). Принимает участие в строительстве знаменитого дворца-театра в Останкино (арх. П. И. Аргунов - сын).

   Николай Иванович Аргунов продолжил дело отца. Он создал немало прекрасных портретов.

"Знаменитые русские художники", Биографический словарь- Санкт-Петербург-2000г.

+3

2

Портрет Лобановой-Ростовской Екатерины Александровны
1754г, холст, масло, 81.5x62.5 см
Государственный Русский музей, Санкт-Петербург
http://www.artonline.ru/encyclopedia-data/prev/41-1.jpg

http://i025.radikal.ru/0804/eb/242e4d7081cet.jpg
Портрет И.И.Лобанова-Ростовского
1750г, холст, масло, 81.5 x 62.5 см
Государственный Русский музей, Санкт-Петербург
Иван Иванович Лобанов-Ростовский - ротмистр конной гвардии, сын И.Я.Лобанова-Ростовского, капитана флота. Вышел в отставку в чине поручика, жена Е.А.Куракина, родственница П.Б.Шереметьева

http://i003.radikal.ru/0804/a3/b9b120f82677t.jpg
Портрет неизвестной крестьянки
в русском костюме
1784г, холст, масло
Государственная Третьяковская галерея, Москва
«Портрет неизвестной крестьянки в русском костюме» (1784)— первое такого рода в русском искусстве. Вероятно, изображена действительно женщина из простонародья, возможно кормилица, в этнографически точном наряде крестьянки Московской губернии (а не актриса в театральном «парадном» костюме, как считали некоторые исследователи).

0

3

http://i036.radikal.ru/0804/30/66d14563ddd5t.jpg
Портрет Н.П. Шереметева в детстве
1750-е гг, холст, масло, 56,7 х 47,5 см.
Музей-усадьба «Кусково», Москва.

http://i029.radikal.ru/0804/4f/3ec1a1f678ebt.jpg
Портрет K. A. Хрипуновa
1757г, холст, масло 73.5 х 57.5 см
Останкинский дворец, музей творчества крепостных, Москва
В портретах супругов К. А. и Х. М. Хрипуновых , людей близких к семейству Шереметевых и, вероятно, добрых знакомых художника, он создает новый для России тип интимного (камерного) портрета. Муж изображен с газетой, жена с книгой. И это сразу говорит об образованности супружеской четы: читающая женщина в России середины XVIII в. еще редкость.

http://i014.radikal.ru/0804/24/1ce1e85196d5t.jpg
Портрет Хрипуновой
1757г, холст, масло 73.5х57.5
Останкинский дворец, музей творчества крепостных, Москва

0

4

http://i021.radikal.ru/0804/13/8b725a38883et.jpg
Портрет П. Б. Шереметьева
1760г, холст, масло, 92х73.5 см
Останкинский дворец, музей творчества крепостных, Москва
Шереметев (Петр Борисович, 1713 - 1788) - обер-камергер, сын фельдмаршала. Известен своими чудачествами, любовью к искусствам, роскошным образом жизни и богатством. В 70-х годах XVIII века издал переписку фельдмаршала с Петром Великим ШЕРЕМЕТЕВ ПЕТР БОРИСОВИЧ 1713-1788. Генерал-аншеф. Сенатор. С 1768 в отставке, жил в основном в родовом имении Кусково. Жена ЧЕРКАССКАЯ ВАРВАРА АЛЕКСЕЕВНА (1711-1767), дочь князя А. М. ЧЕРКАССКОГО, принесла в приданое Останкино, Марьино, Марьину рощу и др. Дети: АННА 1744-1768, фрейлина, умерла от оспы, БОРИС 1745-1758, АЛЕКСЕЙ 1746-11748, МАРИЯ 1747-1748, НИКОЛАЙ 1751-1809, ВАРВАРА, 1759-1824, за графом А.К.РАЗУМОВСКИМ, ПЕТР.

http://i041.radikal.ru/0804/50/258d824391e8t.jpg
Портрет В. А. Шереметьевой
(жена П. Б. Шереметьева)
Жена ЧЕРКАССКАЯ ВАРВАРА АЛЕКСЕЕВНА (1711-1767), дочь князя А. М. ЧЕРКАССКОГО, принесла в приданое Останкино, Марьино, Марьину рощу
1760г, холст, масло, 92х74
Останкинский дворец, музей творчества крепостных, Москва

http://i038.radikal.ru/0804/40/1820d9bebd4et.jpg
Портрет B. П. Шереметьевой
(младшая дочь П. Б. Шереметьева)
до 1768г, холст, масло,
Музей -усадьба Кусково,Москва
ВАРВАРА(1759-1824)-жена графа А.К.РАЗУМОВСКого

http://i035.radikal.ru/0804/11/6aaaec0e73e5t.jpg
Портрет графини А. П. Шереметьевой
до 1768г, холст, масло, 89.8 х 71 cм
Музей Тропинина и московских художников его времени,Москва
АННА -дочь(1744-1768), фрейлина, умерла от оспы

http://i004.radikal.ru/0804/a1/16ccaaea7cbat.jpg
Портрет Бориса Владимировича Шереметьева
в конногвардейском мундире
1775 г. , холст, масло, Государственная Третьяковская галерея

0

5

http://i022.radikal.ru/0804/77/b398a4ece847t.jpg
Портрет императрицы Елизаветы Петровны
холст, масло

http://i010.radikal.ru/0804/40/786e8301b7a4t.jpg
Портрет Екатерины II
1762, холст, масло. 245х176 см

http://i050.radikal.ru/0804/6d/04831216c582t.jpg
Портрет великой княгини Екатерины Алексеевны
1762, холст, масло, 131x95 см
Копия с гравюры Е.Г.Виноградова (1761, ГТГ), выполненной по оригиналу П.Ротари
Музей-усадьба "Кусково", Москва

0

6

http://i014.radikal.ru/0804/43/465a17c5db1ct.jpg
Портрет калмычки Аннушки
1767г, холст, масло 93x78
Музей-усадьба Кусково, Москва
Любимая воспитанница В.А.Шереметевой, милая девочка, держит в руках гравированный портрет уже покойной хозяйки. В середине XVIII в. среди русской аристократий была мода на калмычат, как до того — на арапчат

http://i016.radikal.ru/0804/e2/7573a34f98edt.jpg
Портрет Толстой
урождённой Лопухиной
1768г, холст, масло 93x78
Киевский музей русского искусства, Украина
В 1768 г. Аргунов создает одну из лучших своих работ - «Портрет Толстой». Немолодая женщина с умным спокойным лицом изображена с вязаньем в руках, что вносит неожиданно интимную ноту в, парадный по типу, портрет.

http://i029.radikal.ru/0804/5e/e465d537480ct.jpg
Портрет П. И. Шубина
1773г, холст, масло, 62.5х50
Пермская государственная художественная галерея

http://i018.radikal.ru/0804/bf/904553e99ce7t.jpg
Портрет М. Н. Ветошникова
1787г, холст, масло 86 х 67.5 см
Государственная Третьяковская галерея, Москва
Михаил Николаевич Ветошников(1750-1891) - главны архитектор Адмиралтейства, в 1770г окончил, с золотой медалью, Академию художеств.

http://i016.radikal.ru/0804/5a/f29b8affdc4bt.jpg
Портрет Т. А. Ветошниковой
1786г, холст, масло 85.2х67.5 см
Государственная Третьяковская галерея, Москва

Татьяна Александровна Ветошникова(1760-1811) - дочь купца I гильдии А.Березина, жена главного архитектора Адмиралтейства, М.Н.Ветошникова

http://i042.radikal.ru/0804/28/37b863ccfac0t.jpg
Портрет А. П. Зиновьева
1760ые , холст, масло, 61 х 48см
Останкинский дворец, музей творчества крепостных, Москва

http://i032.radikal.ru/0804/97/c4218b07114at.jpg
Портрет Мельгуновой Екатерины Александровны
1777г, холст, масло, 62.5х47.5
Государственная Исторический музей,Москва

http://i022.radikal.ru/0804/21/a543968131c4t.jpg
Портрет М. Л. Лазарева
1799г, холст, масло, 62.5 х 48 cм
Ереванская картиная галерея, Армения
Мина Лазаревич Лазарев(1737-1809)- надворный советник, сын Лазаря Назаровича и Анны Акимовны Лазаревых, армянской купеческой четы.

http://i018.radikal.ru/0804/b6/4d15693f0e49t.jpg
Портрет А. А. Лазаревой
1769г, холст, масло,
Музей-усадьба Кусково, Москва
Портрет Анны Акимовны Лазаревой (1768 г.) заметно отличается от других останскинских портретов Аргунова своей насыщенной цветностью, множеством ярких деталей богатого армянского костюма. Художника увлекает необычный наряд модели, обилие золота, жемчуга, парчи, драгоценных камней, и он блестяще справляется с задачей гармонизации этого пестрого антуража.
Удивительно, как тонко удалось Аргунову при этом не только не акцентировать "доличное", но подчинить его, сделать прекрасным обрамлением для лица, которое при внешней скромности живописных приемов и колористического решения - лицо написано почти монохромно - является безусловной доминантой, центром, к которому прежде всего приковывается взгляд зрителя

http://i001.radikal.ru/0804/7e/bf679feea155t.jpg
Умирающая Клеопатра
1750, холст, масло, 56,7x42,5 см
Государственная Третьяковская галерея, Москва

0

7

АРГУНОВЫ, семья русских архитекторов и художников. Крепостные графов Шереметевых (до 1743 - князей Черкасских). Работали главным образом в петербургских и московских дворцах Шереметевых и в их подмосковных усадьбах Кусково и Останкино. Фёдор Леонтьевич (1716-1754), живописец. С 1727 учился в петербургской "Канцелярии от строений" у А. М. Матвеева, с 1739 числился подмастерьем "Канцелярии". Иван Петрович (1729-1802) живописец, портретист, декоратор. Двоюродный брат и, возможно, ученик Ф.Л.Аргунова. Учился у Г. К. Гроота. С 1750-х гг. управлял петербургским, с 1788 московским домами Шереметевых. Писал в духе барокко парадные портреты Шереметевых и их окружения, одновременно выступил как один из родоначальников камерного портрета в отечественном искусстве (портреты К. А. и Х. М. Хрипуновых, 1757, Останкинский дворец-музей творчества крепостных, Москва), делал попытки внедрить в портретный жанр "русские мотивы" ("Портрет неизвестной в русском костюме", 1784, Государственная Третьяковская галерея, Москва). Среди его учеников - А. П. Лосенко. Фёдор Семёнович (около 1732-около 1768), архитектор. Двоюродный брат И.П. Аргунова. Учился, возможно, у С. И. Чевакинского, как его помощник участвовал в строительстве дома Шереметевых на Фонтанке в Санкт-Петербурге (так называемый "Фонтанный дом", 1750-1755). По его проектам в Кусково были построены барочные кухонный флигель (1755), павильон "Грот" (1755-1775), предположительно - "Оранжерея" (1761-1764). Павел Иванович (около 1768-1806), архитектор. Сын И.П. Аргунова. В 1793-1797 главный архитектор усадьбы Останкино, возглавлял строительство Останкинского дворца, проектировал его интерьеры. Николай Иванович (1771-после 1829), живописец, портретист. Сын и ученик И.П. Аргунова. В 1816 получил вольную, в 1818 - звание академика петербургской Академии художеств. Прославился как изображениями крепостных актрис шереметевского театра (Т. В. Шлыковой-Гранатовой, 1789, П. И. Ковалёвой-Жемчуговой, 1802 и 1803 - все в Государственном музее керамики и "Усадьба Кусково XVIII века", Москва), так и классицистическими парадными портретами представителей высших слоёв общества (портрет сенатора П. С. Рунича, 1817, Государственный Русский музей, Санкт-Петербург). Яков Иванович (1784-после 1830), рисовальщик, живописец, портретист. Сын и ученик И.П. Аргунова. В 1816 получил вольную. По его рисункам исполнялись портретные гравюры выдающихся русских военных и государственных деятелей для исторических сочинений ("История Малороссии" Д. Н. Бантыш-Каменского, издана в 1818-1822, и др.), один из его оригинальных рисунков этой серии хранится в Третьяковской галерее (портрет Я. М. Евреинова). Исполнял также живописные портреты ("Неизвестный в меховой шапке", Останкинский дворец-музей творчества крепостных, Москва).
Литература:Безсонов С. В., Крепостные архитекторы, М., 1938. Селинова Т. А., И. П. Аргунов, М., 1973. Шарандак Н. П., И. Аргунов, Л., 1977.

0

8

Николай Иванович Аргунов
(1771-после 1829)

В русском изобразительном искусстве XVIII-го - первой половине XIX-го века семья Аргуновых занимает особое место. Все Аргуновы, несмотря на то, что они были крепостными графов Шереметьевых, внесли значительный вклад в развитие русской культуры.
Начало славы династии Аргуновых положил отец - Иван Аргунов, у которого учились многие будущие известные художники, в том числе А.Лосенко и, недолгое время - Д.Левицкий

Николай Иванович Аргунов (1771-после 1829) продолжил дело отца. Старательный и способный ученик своего отца, художник уже в 17-18 лет работал на хорошем профессиональном уровне. Много сил и творческой энергии затратил он на учёбу, копируя картины модных художников и уже первые самостоятельные работы показали его талант и собственный взгляд на живопись.
Благородством и одухотворенностью привлекают портреты замечательной крепостной артистки Прасковьи Ивановны Ковалевой-Жемчуговой, ставшей женой графа Н.П.Шереметьева.

Со временем в работах Н.Аргунова индивидуальное начало усиливается еще больше. Лишь у немногих живописцев, подвизавшихся в ту пору в жанре портрета, можно найти такое разнообразие психологических характеристик, не так уж часто встречается такая острота глаза, как у Николая Аргунова.

Его модели почти никогда не были окружены для него романтическим ореолом. Скромные, объективные по своему подходу к модели лучшие портреты Аргунова являются ценнейшим историческим документом эпохи и неизменно привлекают своей художественной самобытностью.

В начала 1809 года умер его владелец Н.П.Шереметев, опекуны малолетнего наследника отпуcтили всех его дворовых, музыкантов и художников "для снискания себе пропитания своими рукам".

Хотя формальную вольную H.Аргунов получил лишь 7 лет спустя, в 1816 году, с него все эти годы не требовали даже оброка, и он был свободен в выборе заказчика - разумеется, настолько, насколько может быть свободен портретист, зарабатывающий своим ремеслом на жизнь.

Портреты Н.Аргунова вместе с заказчиками разъехались по многим городам России и, как немало портретов художников того времени, часто значатся в музеях как "Портрет неизвестной(ого)"

0

9

http://i019.radikal.ru/0804/3d/546b6d18cd8at.jpg
Портрет Бориса Владимировича Шереметьева
в конногвардейском мундире
1775 г. , холст, масло, Государственная Третьяковская галерея

http://i032.radikal.ru/0804/4c/c44f1a802aaft.jpg
Портрет актрисы П.И.Ковалёвой-Жемчуговой(Шереметьевой)
(1768-1803)
1803г, холст, масло, 140x109 см
Центральный театральный музей им.А.Бахрушина, Москва
Прасковья Ивановна Ковалева-Шереметевой, по сцене Жемчугова (1768—1803 гг.), замечательная русская актриса, бывшая крепостная графа Шереметева, женщина редкого таланта и доброты.
Удивительна и красива история любви Н.П.Шереметева и крепостной актрисы, «примы» шереметевского театра, игравшей под именем Прасковьи Жемчуговой.
Граф влюбился в молодую красавицу, талантливую актрису. Эта красивая любовь длилась около 20лет. В 1798 году Шереметев дает ей «вольную», а в 1801 году граф и бывшая крепостная из его кусковской усадьбы тайно венчаются в церкви Симеона Столпника в Москве.
Граф придумал ей родословную, восходящую к польскому шляхетскому роду Ковалевских. На самом же деле Параша Ковалева была дочерью кузнеца из подмосковного села Кусково.
Параша Ковалева становится графиней Шереметевой. Император Павел I благословил «неравный брак», после долгих колебаний.
Семейное счастье Николая Петровича оказалось недолгим. В 1803 году графиня «умерла родами», оставив мужу трехнедельного сына Дмитрия.
Граф очень страдал и больше не женился, посвятив себя сыну. В память о жене он построил больницу для бедных и принимал участие в других благотворительных проектах.

http://i041.radikal.ru/0804/78/67dd5d61da76t.jpg
Портрет актрисы П.И.Ковалёвой-Жемчуговой(Шереметьевой)
(1768-1803)
~1803г, бумага, пастель, 31x23
Останкинский дворец-музей творчества крепостных, Москва
На портрете тридцатипятилетняя актриса изображена в домашней одежде, незадолго до смерти, последовавшей через месяц после рождения сына.
Граф Шереметев заказал своему крепостному Н.И.Аргунову, этот портрет Прасковьи Ивановны для того, чтобы обнародовать свой брак и укрепить права будущего наследника несметного состояния

http://i017.radikal.ru/0804/fd/58947d959cdet.jpg
Портрет Н.П.Шереметьева
1798г, холст, масло, 66,5х53,5
Воронежский областной художественный музей им И.Крамского
Николай Петрович Шереметев (1751-1809), граф, обер-гофмаршал, а также любитель-музыкант и дирижер, создатель оперно-балетной труппы в Кусково, сын графа Петра Борисовича Шереметева.
ШЕРЕМЕТЕВ НИКОЛАЙ ПЕТРОВИЧ 1751-1809 Граф. Обер-камергер. С 1777 главный директор Московского дворянского банка, затем служил в Сенате. С 1800 в отставке. В 1801 тайно женился на крепостной актрисе П. И. КОВАЛЕВОЙ-ЖЕМЧУГОВОЙ. После его смерти в основанном им в Москве Странноприимном доме открыта Шереметевская больница (с 1923 года - Институт скорой помощи им. Склифосовского). Сын ДМИТРИЙ 1803-1851.
Удивительна и красива история любви Н.П.Шереметева и крепостной актрисы, «примы» шереметевского театра, игравшей под именем Прасковьи Жемчуговой.

Отредактировано lili (Понедельник, 14 апреля, 2008г. 11:28:07)

0

10

http://i009.radikal.ru/0804/fa/97da4f2a9aeat.jpg
Портрет Т.В.Шлыковой-Гранатовой
воспитавшей наследника Дмитрия - сына Прасковьи Жемчуговой и Н.П.Шереметьевa
1789г, холст, масло, 70 x 55 cм музей-усадьба Кусково, Москва
Граф Н.П.Шереметьев ввел новшество: он дал артистам красивые псевдонимы по названию драгоценных камней. Балерина Татьяна Васильевна Шлыкова стала именоваться на сцене Гранатовой, ее подруги - Мавра Бирюзовa, Прасковья Ивановна Ковалева -Жемчуговa/i]

http://i022.radikal.ru/0804/d7/aaac45dfd376t.jpg
Портрет Н.П.Шереметьева
1800-е гг, холст, масло, 85 х 68 см
Эрмитаж, Санкт-Петербург
[i]Внук первого русского графа, сподвижника Петра I Бориса Петровича Шереметева граф Николай Петрович Шереметев (1751-1809) после смерти отца унаследовал громадные владения: Кусково с крепостным театром и Останкино.
Немалую роль в развитии театра сыграл крепостной библиотекарь Василий Григорьевич Вороблевский. Он познал азы театрального искусства еще в юности, учась в Славяно-греко-латинской академии. На нем лежал присмотр за обучением вновь набранных актеров, а также пополнение репертуара переводными пьесами. Николай Петрович и сам часто участвовал в музыкальных спектаклях. Посетителей театра удивляло и другое - непривычно уважительное отношение владельца к крепостным актерам. Имена их в первых домашних спектаклях были напечатаны с отчествами, а в дальнейшем граф ввел еще одно новшество: он дал артистам красивые псевдонимы по названию драгоценных камней. Балерина Татьяна Васильевна Шлыкова стала именоваться на сцене Гранатовой, ее подруга Мавра - Бирюзовой, Прасковья Ивановна Ковалева - Жемчуговой.
Театр Шереметева по масштабам, богатству и серьезности постановки дела и художественному уровню стоял гораздо выше других крепостных театров. Крепостную труппу для Кусковского театра готовили знаменитые драматические актеры и педагоги — И.А.Дмитриевский, Я.Е.Шушерин, (1753-1813), С.Н.Сандунов (1756-1820), танцевальному искусству в разное время обучали приглашенные из московского балета известные балетмейстеры Д.Н.Соломон и А.П.Глушковский. Известность Николай Петрович заслужил и благодаря небывалому для того времени поступку —женитьбе на своей крепостной актрисе Прасковье Ковалевой.

http://i007.radikal.ru/0804/eb/5d96d2281e19t.jpg
Портрет императора Павла I
1797 г. , холст, масло, 285х206 см
Московский музей-усадьба "Останкино"
Портрет выполнен по повелению графа Н.П.Шереметева, специально для украшения Пунцовой гостиной Останкинского дворца.

http://i021.radikal.ru/0804/9a/7566beda157bt.jpg
Портрет Г.П.Милардовича
1795г, холст, масло, 70.5x 58.5 cм
Останкинский дворец-музей творчества крепостных, Москва

http://i048.radikal.ru/0804/a6/21d52ed85c10t.jpg
Портрет Н.А.Грибовской
1798г, холст, масло, 66.5 x 53 cм
Государственная Третьяковская галерея, Москва

http://i045.radikal.ru/0804/27/07c6c92f225ct.jpg
Портрет М.А.Нарышкиной
1789г, холст, масло,
Тамбовская областная картинная галерея
Нарышкина Мария Антоновна - рожденная княжна Четвертинская (1779-1854). В 1795г. вышла замуж за богатого вельможу Д.Л.Нарышкина; этому браку посвящено стихотворение Державина "Новоселье молодых". Обладая замечательной красотой и заняв выдающееся положение в высшем столичном обществе, она вызвала глубокую сердечную привязанность императора Александра Павловича. В некоторых политических и придворных кругах надеялись воспользоваться близкими отношениями Нарышкиной к государю в вопросе о восстановлении Польши и о союзе с Наполеоном, но Нарышкина не вмешивалась в государственные дела; в 1813 г. она уехала за границу для поправления здоровья дочери своей Софии и изредка возвращалась в Россию. Последние годы жизни Нарышкина провела за границей

0

11

http://i009.radikal.ru/0804/f0/a89dfaf757e4t.jpg
Портрет А.М.Дмитриева-МамоноваН. И. Аргунов
1802г, холст, масло, 151.5 x 125.5 cм
Государственная Третьяковская галерея, Москва
Граф Александр Матвеевич Дмитриев-Мамонов(1758-1803) - один из фаворитов Екатерины II.
С детства был записан на службу в Измайловский полк и, покровительствуемый князем Потемкиным , в 1784 г. назначен к нему адъютантом. Потемкин, заботясь о том, чтобы во время его продолжительных отлучек около государыни находился человек ему преданный и покорный, представил в 1786 г. Дмитриева-Мамонова Екатерине, которой он очень понравился своей красивой внешностью и скромностью.

В 1786 г. Дмитриев-Мамонов был произведен прямо в полковники и сделан флигель-адъютантом императрицы; в том же году пожалован чином генерал-майора и званием действительного камергера и получил помещение в Зимнем дворце.
Первое время он не играл видной роли, но в 1787 г. Екатерина взяла его с собой в путешествие в Крым, и фавориту пришлось участвовать в беседах императрицы с разными сановниками и, наконец, присутствовать при ее свиданиях с императором Иосифом II и польским королем Станиславом-Августом. С этого времени Дмитриев-Мамонов начал принимать участие в делах государственных, хотя весьма ничтожное, так как не обладал ни умом, ни дарованиями. Императрица, однако, в 1788 г. назначила его своим генерал-адъютантом, обеспечила его имущественное положение, исходатайствовала ему графское достоинство Римской империи и, наконец, повелела присутствовать в совете.

Положение Дмитриева-Мамонова казалось упроченным; но он неожиданно сам поколебал его, влюбившись в фрейлину, княжну Щербатову. Недоброжелатели фаворита поспешили довести об этом до сведения императрицы.
20 июня 1789 г. в "Дневнике" статс-секретаря Храповицкого записано следующее: "...перед вечерним выходом сама ее величество изволила обручить графа А.М. Мамонова с княжной Щербатовой; они, стоя на коленях, просили прощения и прощены".

Жениху пожаловано 2250 душ крестьян и 100000 рублей и приказано на другой же день после свадьбы выехать из Петербурга. Поселившись в Москве, Дмитриев-Мамонов сначала был доволен своей судьбой, но через год им овладевает сожаление о потерянном блестящем положении; он решается напомнить о себе Екатерине, пишет ей жалостные письма, просит ее возвратить ему прежнюю благосклонность, позволить приехать в Петербург.

Ответ императрицы скоро убедил его, что его надежды напрасны. Император Павел , к которому Дмитриев-Мамонов во время "фавора" относился почтительно, по восшествии своем на престол возвел его в 1797 г. в графское достоинство Российской империи, но не вызвал ко двору.

+1


Вы здесь » GoroD » Авторские галереи. » Аргуновы.Портретисты.