GoroD

Объявление

29 апреля 2018 года, с 9:00 до 12:00 в помещении филиала РТУ Смилшу 90, состоится весенний, расширенный слёт коллекционеров. Вход свободный.

Информация о пользователе

Привет, Гость! Войдите или зарегистрируйтесь.


Вы здесь » GoroD » Авторские галереи. » Никитин И. Н.


Никитин И. Н.

Сообщений 1 страница 6 из 6

1

Никитин Иван Никитич
около 1680 (Москва) - не ранее 1742
Портретист.

Бурная деятельность Петра I по преобразованию государства российского вызывала у последующих поколений россиян неоднозначную оценку. Но среди добрых и худых деяний царя зарождение при нем светской национальной живописи, безусловно, можно занести в колонку его заслуг перед отечеством. Появление же в европейском семействе искусств русского, как окажется в будущем, чудо-ребенка, было связано с рядом живописцев-портретистов во главе с замечательным художником Иваном Никитичем Никитиным.

Именно его представлял иностранцам Петр I, "дабы знали, что есть и из нашего народа добрые мастера". Именно Петр в 1716 году послал Ивана Никитина и его брата Романа совершенствовать мастерство в Италию. После четырех лет пребывания в Венеции и Флоренции И. Никитин — живописец европейского уровня.

Его портреты, написанные в 1720-х годах ("Портрет канцлера Г.И. Головкина", "Портрет Петра I", "Портрет напольного гетмана"), достигают высшего мастерства и зрелости. Они реалистичны, выразительны и являются одними из лучших в русской живописи XVIII века.

И.Н. Никитин был человеком независимым, смело отстаивавшим свои взгляды перед сильными мира того. Эта ли или иная причина привели к тому, что во время царствования Анны Иоанновны художник попал в немилость, был арестован, пять лет пробыл в Петропавловской крепости, после которой его сослали в Тобольск. Милостью императрицы Елизаветы Петровны он был прощен, выехал в Москву и где-то в пути умер.

Иван Никитин не написал в соответствии с отпущенным ему талантом. Однако он сделал большее: был одним из первых в ряду художников явившейся миру новой русской живописи.

Портрет Петра I
Холст, масло. 55x55 см
  Государственный Русский музей, Санкт-Петербург
http://i023.radikal.ru/0804/b8/2ef6118239dct.jpg

Отредактировано lili (Вторник, 8 апреля, 2008г. 10:57:07)

+4

2

Портрет цесаревны Анны Петровны. Не позднее 1716Холст, масло. 65x53 см
  Государственная Третьяковская галерея, Москва
http://i026.radikal.ru/0804/e0/fee1e5d7779dt.jpg

Портрет государственного канцлера графа Гавриила Ивановича Головкина. 1720-е
Холст, масло. 90,9x73,4 см
  Государственная Третьяковская галерея, Москва
http://i033.radikal.ru/0804/cc/1c0369d01645t.jpg

Портрет напольного гетмана. 1720-е
Холст, масло. 76x60 см
  Государственный Русский музей, Санкт-Петербург
http://i004.radikal.ru/0804/aa/04aab4a988c7t.jpg

Петр I на смертном ложе. 1725
Холст, масло. 37x54 см
  Государственный Русский музей, Санкт-Петербург
http://i011.radikal.ru/0804/c2/ccd70b7fb7abt.jpg

+1

3

Портрет Петра I
(1756 - 1832)
(приписывается И.Н.Никитину)
1814-16г, холст, масло
Псковский музей-заповедник
http://i044.radikal.ru/0804/d0/8a08ea5634e6t.jpg

Иван Никитич Никитин — «Персонных дел мастер», любимый художник Петра I, предмет его патриотической гордости перед иностранцами, «дабы знали, что есть и из нашего народа добрые мастеры». И Петр не ошибался: «живописец Иван» был первым русским портретистом европейского уровня и в европейском смысле этого слова.

И.Н.Никитин происходил из семьи московских священнослужителей. Первоначальное художественное образование получил, вероятно, в Московской Оружейной палате и гравировальной мастерской при ней под руководством голландского гравера А. Шхонебека. В 1711 г. вместе с гравировальной мастерской был переведен в Петербург. Писать портреты, судя по всему, выучился самостоятельно, изучая и копируя имевшиеся в России работы иностранных мастеров. Благодаря своему таланту (а может быть, и родственникам, служившим в придворных церквях), Никитин быстро занял прочное положение при дворе. Петр Великий заметил его способности и отдал в учение к И.Г. Дангауеру

Портрет Елизаветы Петровны ребенком(1709-1761)
1712-13 г, холст, масло, 54х43см
Государственный Эрмитаж, Санкт-Петербург
http://i003.radikal.ru/0804/4c/437d3670de09t.jpgВ 1716-20 гг. И.Н.Никитин вместе с младшим братом Романом, тоже живописцем, находится в Италии. Они посетили Флоренцию, где занимались под руководством Томмазо Реди, Венецию и Рим. Роман Никитин, сверх того, работал в Париже, у Н. Ларжильера.Из Италии И.Н.Никитин действительно вернулся мастером. Он избавился от недостатков рисунка и условностей ранних работ, но сохранил главные свои особенности: общий реализм живописи и прямоту психологических характеристик, довольно темный и насыщенный колорит, в котором преобладают теплые оттенки. К сожалению, судить об этом можно по очень немногим дошедшим до нас произведениям.
Он писал портреты самого императора (несколько раз), его супруги, великих княжон Анны, Елизаветы и Натальи и многих других высокопоставленных лиц.  Художник был знаком с приемами главенствующего стиля эпохи — рококо, легкого и игривого, но использовал их лишь тогда, когда это действительно соответствовало характеру модели, как в портрете юного барона С.Г.Строганова (1726).  Но пожалуй, лучшим произведением Никитина по красоте живописи, по глубине и сложности психологической характеристики является «Портрет напольного гетмана» (1720-е).
В 1725 г. Никитин в последний раз пишет с натуры царя. «Петр 1 на смертном ложе» (в музее Академии Художеств)— в сущности, большой этюд, исполненный свободно, однако цельный, продуманный и монументальный.
В царствование Екатерины I он поселился в Москве, где его брат, вернувшийся из-за границы несколько позже, занимался, главным образом, церковной живописью.

В 1732 г. Иван Никитин вместе с братьями Романом и Иродионом (протопопом Архангельского собора в Москве) был арестован по обвинению в распространении пасквилей на вице-президента Святейшего Синода Феофана Прокоповича, кстати, тоже выдвиженца и сподвижника Петра. Возможно, этому косвенно способствовала неудачная женитьба художника и последовавший затем развод: родственники бывшей жены стремились всячески навредить Никитину. Да его и так многие не любили за прямой и независимый нрав. После пяти лет казематов Петропавловской крепости, допросов и пыток братьев отправ- ляют в ссылку. Иван и Роман оказались в Тобольске. Они дождались реабилитации после смерти императрицы Анны Иоанновны в 1741 г. Но пожилой и больной художник уже не вернулся в родную ему Москву. Вероятно, он умер где-то на пути к ней. Роман Никитин умер в конце 1753 г. или в начале 1754г.

Портрет барона Сергея Григорьевича Строганова 1726г, холст, масло, 87x65,5 см
Государственный Русский музей, Санкт-Петербург
http://i007.radikal.ru/0804/6a/e4a169048c4ft.jpg

"Знаменитые русские художники", Биографический словарь
(Санкт-Петербург-2000г.)

0

4

Портрет царевны Натальи Алексеевны (1673-1716)
Не позднее 1716г, холст, масло
Государственный Эрмитаж, Санкт-Петербург
Портрет царевны Натальи Алексеевны — одно из ранних произведений Никитинa. Наталья Алексеевна (1673 — 1716), сестра Петра 1, была сторонницей всех его реформ. Одна из образованнейших русских женщин своего времени, она содействовала развитию театра в России.
http://i050.radikal.ru/0804/f5/3a6c9ae8f2d9t.jpg

Портрет царевны Натальи Алексеевны
(1673-1716)
Не позднее 1716г, холст, масло
Государственная Третьяковская галерея, Москва.
Наталья Алексеевна - царевна, дочь царя Алексея Михайловича и Натальи Кирилловны, младшая, любимая сестра Петра Великого.
Охотно участвуя в забавах своего брата, Наталья Алексеевна особенно пристрастилась к театральным представлениям. Она сама сочиняла комедийные действия и была как бы режиссером придворного театра.
В селе Преображенском она устроила (1707) в своем дворце домашний театр; туда, по ее желанию, перевезено было все "уборство" из "комедийной храмины", прежде помещавшейся на Красной площади в Москве.
По сообщению графа Бассевича ("Записки о России при Петре Великом"), она сочинила две пьесы. Ее авторству приписываются: "Комедия о святой Екатерине", "Хрисанф и Дария", "Цезарь Оттон", "Святая Евдокия".
Около 1710 г. царевна переселилась в Санкт-Петербург и здесь также устроила общедоступный и бесплатный театр.

http://i005.radikal.ru/0804/17/43b72001e70dt.jpg

Портрет царевны Натальи Алексеевны (1673-1716)
Не позднее 1716г, холст, масло, 83 х 66 см
Государственный Русский музей, Санкт-Петербург
Наталья Алексеевна (1673 — 1716), сестра Петра 1, была сторонницей всех его реформ. Одна из образованнейших русских женщин своего времени, она содействовала развитию театра в России.
http://i008.radikal.ru/0804/f8/1d2a90d4d30at.jpg

0

5

Портрет царевны Прасковьи Иоанновны
(1694 - 1731)
1714г, холст, масло, 88 x 67,5 см
Государственный Русский музей, Санкт-Петербург
Прасковья Иоанновна - царевна, младшая дочь Иоанна V Алексеевича и Прасковьи Федоровны, сестра царицы Анны Иоанновны, племянница Петра I. Несмотря на свою хворость, царевна тотчас же после смерти матери тайно обвенчалась с сенатором Иваном Ил. Дмитриевым-Мамоновым, которого пережила только на один год.
http://i040.radikal.ru/0804/69/e6d019637a16t.jpg

Портрет Петра I
(1756 - 1832)
1717г, холст, масло
Министерство финансов, Флоренция,Италия
http://i032.radikal.ru/0804/77/c5290ce2c36ft.jpg

Портрет императрицы Екатерины I
(1684-1727)
1717г, холст, масло
Флоренция, Министерство финансов, Италия
http://i027.radikal.ru/0804/a8/5ef47b3a0f9dt.jpg

+1

6

Иван и Роман Никитины. Считается что портреты Ермака в одежде конкистадора могут быть произведением Романа Никтина в период их сибирской ссылки в   Тобольске.

0

Похожие темы


Вы здесь » GoroD » Авторские галереи. » Никитин И. Н.